Бесплатный вебинар
МЕНЮ
Ресторанам Для поставщиков Дилерам Блог О нас Контакты
Бесплатный вебинар 8-800-333-36-18
18.03.2019

Оборачиваемость - "спидометр" экономики ресторана

Оборачиваемость.JPGОдной из составляющих успешной экономики современного ресторана является управление закупками и запасами. Мало только вкусно готовить и хорошо продавать. Полученная прибыль может мощными потоками «сливаться» в товарные залежи, потери и замороженные денежные средства. Поэтому сегодня мы рассмотрим подходы к управлению товарными запасами ресторана и посмотрим, как сделать их эффективными.

Давно известно, что любое управление начинается с измерения. Начинают отслеживать какие-то показатели, что-то меняют в управлении и смотрят, как это изменение влияет на значения показателя. А как можно измерить запасы? Как понять, сколько их должно быть? Оказывается, и для запасов, как и для автомобиля, есть свой «спидометр», который называют оборачиваемостью. Его смысл очень прост – это скорость продажи запасов, которую чаще всего измеряют в днях. По этому «спидометру» чем быстрее мы продаем запасы, тем лучше. Пример – в среднем у нас на складе хранится 100 кг. картофеля, если его не закупать, то он закончится за 3 дня. Получается, что средний товарный запас картофеля мы продаем за три дня. Это и есть его оборачиваемость.

Давайте продолжим изучать этот пример и посмотрим, как может меняться оборачиваемость. Допустим, наш закупщик договорился о супер-цене на картофель, но при покупке партии в 200 кг. Средний товарный запас вырос и теперь такое количество кухня потребляет не за три дня, а за шесть. Оборачиваемость товара увеличилась в два раза. Что в этом плохого? Ресторан вложил свои средства в запасы картофеля. Чем дольше он хранится, тем больше вероятность, что он испортится, потеряется, его могут украсть и т.д. Все это – возросшие риски. В случае с картофелем эти риски небольшие, а в случае с элитным алкоголем или дорогими морепродуктами? Кроме того, денег у нас всегда ограниченное количество. Закупив картофель, больше чем нам было надо, мы не сможем купить что-то другое. Мы отвлекли денежные средства в запасы. Если «супер-цена» на покупку такой партии может покрыть возникшие риски, то закупщик молодец и заслуживает поощрения. А если нет? Возросшая оборачиваемость в данном случае должна привлечь внимание управляющего, чтобы в случае необходимости исправить ситуацию. Или не допустить ее повторения.

Обратный пример – в меню появилось новое блюдо из картофеля, его расход кухней вырос, а закупки не увеличились. С одной стороны, это хорошо – оборачиваемость станет еще меньше, товарный запас будет продаваться быстрее. Но может ли наш поставщик обеспечить нужные сроки поставки? А если нет, то как кухня сможет обойтись без картофеля в кладовой? Как обычно, срочно отправит кого-то в соседний магазин и решит вопрос. И им неважно, что это будет дороже, а на закупку будут потрачены наличные и время. А управляющему это важно? Получается, что нам важно отслеживать любое изменение оборачиваемости, этот показатель говорит о переменах, на которые нужно реагировать.

Ассортимент закупаемых продуктов в ресторане обширен. Поэтому обычно смотрят общую оборачиваемость всех запасов, потом уточняют ее по товарным категориям со схожими свойствами (мясо, морепродукты, крепкий алкоголь, пиво, овощи и т.д.). А уже только затем опускаются до товарного анализа оборачиваемости по каждой позиции. Обычно это работает так: на этапе запуска ресторана или начала контроля за оборачиваемостью систему «настраивают», рассчитывая и оптимизирую этот параметр для каждого продукта, группы, кладовой. Затем, в процесс мониторинга, регулярно отслеживают только динамику групповой оборачиваемости. В случае выявления изменений начинают уточнять детали, локализуя проблему.

На оборачиваемость всегда влияют два важных процесса – закупки и продажи. Мы утверждаем, что в отличии от продаж, закупки можно оптимизировать всегда. Хороший закупщик внимательно отслеживает оборачиваемость, держит руку на пульсе кухни, понимает ритмичность работы ресторана и под эти переменные изменяет процесс закупок. Для закупщика оборачиваемость может быть хорошим «KPI» - тот параметр, который характеризует его работу и влияет на его мотивацию. Получается не очень простой, но логичный и справедливый показатель эффективности. Справедливым его делает математика - оборачиваемость рассчитывается по правилам, ее можно проверить, пересчитать. Поэтому такие KPI хорошо воспринимаются сотрудниками, они им верят, а значит сохраняют лояльность компании.

Но такая «математичность» оборачиваемости несет в себе и главную сложность – без автоматизации и хорошей системы быстро и эффективно оценивать этот параметр просто нереально. На калькуляторе и в экселе ее можно считать раз в месяц или в квартал, но делать это чаще у вас просто не хватит времени. Как и управлять закупками, оптимизируя их под постоянные изменения в работе ресторана.

С такой ситуацией мы столкнулись в работе своих ресторанов еще на заре эпохи автоматизации. Поэтому разрабатывая DocsInBox сразу решили делать так, чтобы все вопросы управления закупками решались в одной системе и максимально просто и оперативно. И нам кажется, что у нас все получилось!

В DocsInBox ресторан собирает всю историю по работе с поставщиками – сроки, суммы, количество и качество поставок. На основании этой информации система сама помогает формировать новые заказы именно в том количестве и именно по той цене, чтобы повысить оборачиваемость ресторана. Наша задача – собрать информацию и предоставить ее вам, чтобы вы смогли принять правильное и обоснованное решение.

Хотите попробовать уже сегодня? Обращайтесь, мы обязательно поможем!

Хотите узнать больше?

Запишитесь на онлайн-встречу с экспертом
Я даю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями и политикой конфиденциальности.


Бесплатный
вебинар Получить
Получить материалы,
которые помогут избежать
ошибок учета, проблем,
штрафов. Получить