Работа с новыми акцизными марками в ЕГАИС 3.0

Уже больше года ФСРАР ведет работы по смене внутреннего порядка учета акцизных марок на алкоголь в ЕГАИС.


В конце ноября мы все столкнулись с последствиями этих изменений. Давайте обсудим, чем это грозит ресторанам и при чем тут DocsInBox.


Новую версию системы называют «ЕГАИС 3.0» или «ЕГАИС с помарочным учетом». Суть изменения в том, что раньше алкоголь в ЕГАИС учитывался диапазонами кодов акцизных марок (партиями), так их регистрировал в системе производитель или импортер товара. При таком подходе трудно было определить, какая именно бутылка находится в каком конкретном месте. Было известно только, какое количество бутылок и из какого диапазона кодов принадлежат тому или иному владельцу. Это затрудняло контрольную работу регулятору и давало возможность под видом легальной алкогольной продукции продавать нелегальную. Можно было только выявить факт нарушения, но доказать, кто именно нарушил – нет.

В новой версии системы каждая акцизная или контрольная марка учитываются индивидуально. Для этого был создан новый объект учета – «Регистр №3», в котором и хранятся коды марок с привязкой к объектам хранения. Переход на помарочный учет запланирован плавным, с постепенным прекращением оборота алкоголя партионного учета и продажей его остатков, и замещением новыми партиями с помарочным учетом. Для того, чтобы можно было лучше контролировать этот процесс переход решили совместить с выпуском акцизных марок нового образца. Это позволяет даже визуально отличить старые партионные марки от новых, «поштучных».

Алкоголь с марками нового образца в ЕГАИС можно отражать только поштучно, т.е. по формату ЕГАИС 3.0. Марки старого образца перестали выдавать производителям и импортерам с 1 ноября 2018 года. Как только они «выработают» запасы старых марок, вся новая алкогольная продукция будет поступать в оборот «поштучно», по ЕГАИС 3.0. и вся система постепенно перейдет на новый помарочный учет. Срок оборота продукции с марками старого образца пока никак не ограничен – вы можете распродавать запасы в спокойном и плановом режиме.

Алкогольная продукция с новыми марками уже активно вливается в оборот, попадая и в рестораны. При работе с ней важно учесть два ключевых вопроса:

Поддержка новых акцизных марок вашей учетной системой

В новую акцизную марку закодировано больше информации, она содержит только один штрихкод формата DataMatrix. Штрихкод такого типа уже использовали на старых марках, но его практически никто не сканировал, т.к. он был вспомогательным. Кроме того, новый штрихкод состоит из четырех блоков – не все сканеры умеют работать с таким типом кода. Вам важно убедиться заранее, что ваши сканеры смогут прочитать штрихкод новой акцизной марки. Если ваши поставщики еще не могут предоставить вам на тест новые акцизные марки, то попробуйте самостоятельно закупить такой алкоголь на тест в обычном сетевом магазине.

Новая марка содержит 150 символов в своем коде. Это больше, чем было в старых марках, поэтому не все учетные программы смогут работать с новой маркой. Во многих из них стоит ограничение на размерность данных в коде марки, поэтому при считывании они просто скажут, что-то вроде «ошибка чтения кода» и не примут данные со сканера. Проверьте, что ваша кассовая и учетная программа поддерживает работу с новыми марками.

Мы уже обновили мобильную версию DocsInBox и она теперь прекрасно работает с марками как старого, так и нового образца. Если ваша учетная система пока не поддерживает новые марки, вы можете оперативно перейти на учет алкоголя в DocsInBox, а потом вернутся обратно.

Новая марка – новый учет

Новые акцизные марки учитываются только поштучно. Поэтому, как только вы получили партию алкоголя с новыми акцизными марками, значит после подтверждения накладной у вас на остатках регистра №3 сразу появятся акцизные марки из этой накладной. Ваша задача – учесть и списать их правильно. Не знаете, что это означает – спросите нас, мы обязательно поможем.

Чтобы сократить количество ошибок, особенно в первое время, крайне желательно сканировать все акцизные марки нового образца на каждом этапе их движения в вашем ресторане. Обращайте особое внимание на приход товара – не допускайте появления «чужих» марок на ваших остатках или в вашем ресторане. Сканируйте все новые марки при приемке и сверяйте их с документами. Если этого не сделать, то за все ошибки ваших поставщиков накажут вас.

Новые акцизные марки и ЕГАИС 3.0 могут стать проблемой для учета алкоголя в ресторане. Но если все сделать правильно и продуманно, то этот процесс пройдет для вас в рабочем повседневном режиме. Мы вам этого искренне желаем!
У нас еще много статей