Обязательная маркировка молочной продукции

В наших прошлых статьях мы уже обсуждали планы Правительства по расширению списка товаров, подлежащих обязательной маркировке. В рамках этих планов принято Постановление от 29 июня 2019 года №836 о проведении с 15 июля 2019 года по 29 февраля 2020 года эксперимента по маркировке отдельных видов молочной продукции средствами идентификации.


Цель эксперимента – апробация механизма маркировки отдельных видов молочной продукции средствами идентификации для противодействия её незаконному ввозу, производству и обороту. Маркировка молочной продукции обязательно затронет рестораны, поэтому давайте внимательно ознакомимся с тем, что и как будут маркировать.


Этапы внедрения маркировки молочной продукции

По общей практике перед внедрением обязательной маркировки проходит эксперимент, который показывает работоспособность всех систем и готовность участников рынка. Сейчас такие эксперименты активно идут по товарам легкой промышленности, парфюмерии, шинам. А по табаку и обуви эксперименты уже закончились и сразу после них началась обязательная маркировки. Согласно опубликованному постановлению эксперимент по маркировке молочной продукции пройдет с 15 июля 2019 по 29 февраля 2020 года. Это означает, что с 1 марта 2020 года следует ожидать начало обязательной маркировки, уже не в рамках эксперимента, а в полном рабочем режиме.

По аналогии с другими товарными категориями после начала обязательной маркировки на ее полное развертывание обычно уходит от полугода до года. За это время все участники рынка должны подготовить свои учетные системы и оборудование к работе с маркированной молочной продукцией. После этого следует полный запрет на оборот немаркированной продукции.

Получается, что через год-полтора нас всех ждет обязательная тотальная маркировка молока и продуктов из него.

Какие товары категории «молочная продукция» подпадают под маркировку

В постановлении Правительства №836 от 29.06.2019 приведен список товарных категорий, подпадающих под обязательную маркировку. Вот он:

1. Код ТН ВЭД 0401, Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ.

2. Код ТН ВЭД 0402, Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ.

3. Код ТН ВЭД 0403, Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или несгущенные, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ, со вкусо-ароматическими добавками или без них, с добавлением или без добавления фруктов, орехов или какао.

4. Код ТН ВЭД 0404, Молочная сыворотка, сгущенная или несгущенная, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ; продукты из натуральных компонентов молока, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ, в другом месте не поименованные или не включенные.

5. Код ТН ВЭД 0405, Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты.

6. Код ТН ВЭД 0406, Сыры и творог.

7. Код ТН ВЭД 2105 00, Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао.

8. Код ТН ВЭД 2202 99 910 0, Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401 - 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной позиции 2009: менее 0,2 мас. %

9. Код ТН ВЭД 2202 99 950 0, Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401 - 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной позиции 2009: 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. %

10. Код ТН ВЭД 2202 99 990 0, Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401 - 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых и овощных соков товарной позиции 2009: 2 мас. % или более

Если переводить с «официального языка» на русский, то это молоко, кисломолочные продукты (кефиры, йогурты, пахта, ряженка, сметана), сливки, сгущенное молоко, сыр, творог, сливочное масло и мороженное. А также «молокосодержащие продукты», которые сейчас активно притворяются на полках магазинов молоком, сыром и творогом.

Важно отметить, что под маркировку попадают только произведенные заводским способом и упакованные в потребительскую тару продукты:

«В настоящем перечне под видами молочной продукции понимаются отдельные виды молочной продукции, выработанные из пастеризованного, ультрапастеризованного, стерилизованного, ультравысокотемпературно-обработанного молока, и (или) пастеризованных, ультрапастеризованных, стерилизованных, ультравысокотемпературнообработанных молочных продуктов, изготовленных промышленным способом и упакованных в потребительскую тару»

Фермерские и нефасованные молочные продукты под маркировку пока не попадают.

«Меркурий» или «маркировка»?

Можно заметить, что все перечисленные в постановлении молочные продукты или уже вошли в «Меркурий» с 01.07.2019 или войдут в него с 01.11.2019 (фасованные молочные продукты). Как будет организовано взаимодействие этих систем между собой и потребуется ли двойной учет молочных продуктов и в системе «Меркурий» и в «Маркировке»? Ответа на этот вопрос пока нет. Правительство лишь поручило «Министерству сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить взаимодействие Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии с отраслевым компонентом "молочная продукция" информационной системы мониторинга</i>». Что значит «обеспечить взаимодействие» и будут ли эти системы работать вместе пока не понятно. Ранее говорилось, что в «Меркурии» оставят только «сырье», а в «Маркировку» передадут «готовую продукцию». Пока, по постановлению этого не понятно и в рамках эксперимента будет необходим двойной учет молочной продукции и там, и там.

Что несет маркировка молочной продукции ресторану?

Товары, подлежащие обязательной маркировке, должны прослеживаться на всем пути от производителя до потребителя. Кухня ресторана является заключительным звеном в этой цепочке, потому что использует молочную продукцию при приготовлении. Это означает, что закупка такой продукции должна будет отражаться в системе маркировки (по аналогии с ЕГАИС) и списываться в производство. При этом, возможно, потребуется помарочное сканирование такой продукции и при приемке, и при передаче на кухню.

Для ресторанного бизнеса это новая задача, которая требует автоматизации процессов. Для нас – это очередная система, к которой мы подключим наши доксики и сделаем так, чтобы наши клиенты работали с маркировкой так же удобно и понятно, как с «Меркурием» и «ЕГАИС».

Оставайтесь на связи и следите за нашими новостями!
У нас еще много статей