Используем куки, чтобы интернет был удобным. Наша политика здесь.
OK

Способы настройки оплаты по QR-коду или СБП на кассе

Способы безналичного расчета в розничных точках продаж и в интернет-магазинах пополнили СПБ и оплата по QR-коду. Оба варианта просты и удобны для покупателей и для продавцов: они сокращают время расчета и увеличивая пропускную способность магазина. Если на вашей торговой точке или онлайн-платформе не предусмотрены такие способы оплаты товаров, их стоит внедрить в ближайшее время, чтобы привлечь дополнительных посетителей и предложить им качественное и безопасное обслуживание.

Как осуществляется оплата по СБП и через QR-код

Система быстрых платежей — сервис, разработанный специалистами Национальной системы платежных карт (НСПК). Оплата через СБП осуществляется с помощью специальной кнопки или ссылки, что делает способ доступным для интернет-магазинов и маркетплейсов. После приема оплаты продавец формирует чек с обязательными реквизитами: датой и временем расчета, наименованием компании, указанием точной суммы перечисленных денежных средств.

QR-код чаще используется при офлайн-расчетах. В нем спрятаны реквизиты продавца в зашифрованной форме, которые невозможно подделать. Покупателю достаточно отсканировать код камерой и подтвердить перечисление средств в мобильном приложении обслуживающего банка, после чего деньги будут мгновенно зачислены на счет компании-продавца. Оплата через QR-код не освобождает от необходимости использования онлайн-кассы, особенно если речь идет о продаже подакцизной и маркированной продукции с обязательной отправкой сведений в систему «Честный ЗНАК».

Какие преимущества имеет оплата по QR на кассе

Использование QR-кода или СБП для расчета с покупателями имеет немало преимуществ:
  • безналичный формат уже стал привычным для большинства наших сограждан;
  • расчет без использования наличных ускоряет процесс обслуживания и избавляет торговую точку от очередей, необходимости искать размен и т. д.;
  • сниженная комиссия от банка уменьшает издержки торгового предприятия;
  • деньги при оплате картой по QR-коду зачисляются мгновенно, что позволяет исключить риск кассового разрыва (отсутствия средств для покрытия срочных затрат);
  • перечисление по QR-коду и оплата СБП на кассе могут использоваться одновременно с наличным оборотом, что повышает уровень обслуживания посетителей.

Виды QR-кодов

QR-код на терминале может иметь одну из двух форм:
  • Статическая форма — единая для всех без исключения платежей в пользу конкретной торговой точки. Такой код можно распечатать и повесить около кассы, чтобы покупатель самостоятельно производил оплату без участия кассира. У этого способа есть существенный недостаток — необходимость самостоятельного ввода покупателем итоговой стоимости заказа. Здесь вероятны случайные ошибки и злоупотребления, а также затягивание процесса из-за временного перебоя с интернет-соединением. Кроме того, продавцу или кассиру необходимо проверять каждый расчет, чтобы убедиться в правильном перечислении точной суммы покупки.
  • Динамическая форма — индивидуальная для каждой покупки. Чтобы оплатить по QR-коду, покупателю нет необходимости вводить какие-либо данные, достаточно только подтвердить расчет. А программное обеспечение на кассе сразу сообщит о получении средств и подтвердит правильность расчета. QR-код можно выводить на экран приложения, терминала или кассы в зависимости от типа используемого оборудования.

Как подключить оплату по СПБ и настроить показ QR-кодов

Чтобы внедрить оплату СБП на кассе, необходимо:
  • заключить соответствующий договор с банковским учреждением или платежным сервисом, который обслуживает СБП;
  • приобрести и настроить программное обеспечение на кассовом оборудовании, чтобы оно автоматически формировало QR-коды с данными для приема и перечисления безналичных платежей;
  • обучить сотрудников, как сделать QR-код для оплаты;
  • повесить уведомление для посетителей, чтоб они могут оплачивать СБП на кассе при расчете.
Для приема безналичных расчетов в новом формате необходимо наличие следующих видов оборудования:
  • современная модель онлайн-кассы или POS-терминала с опцией показа QR-кодов;
  • мобильное устройство для отображения кода для клиента, если терминал не поддерживает такую функцию;
  • стабильное подключение к сети Интернет для обмена данными и приема платежей.
Для осуществления расчета с покупателем необходимо выполнить следующие действия:
  • продавец или кассир формирует чек и выбирает способ оплаты через QR-код;
  • после появления на дисплее кнопки «получить код» нужно нажать на нее, после чего отобразится QR-код для считывания;
  • покупатель открывает свое банковское приложение и выбирает опцию перечисления денег по QR-коду, после чего подносит устройство камерой к экрану для считывания данных и вносит оплату;
  • продавец или кассир кликает на кнопку «проверить оплату», чтобы убедиться в получении средств, а затем нажимает на «готово» для формирования и распечатки чека.
Убедиться в том, что средства поступили на счет предприятия, несложно. В зависимости от настроек обслуживающий банк пришлет SMS, push-уведомление или сигнал на кассу. Все платежи фиксируются и сохраняются в архиве, и при необходимости их можно будет быстро проверить в приложении банка или в личном кабинете.

Что делать в случае, если оплата по QR-коду не проходит

Ошибки при безналичном расчете по QR-коду могут происходить из-за обрыва интернет-соединения, низкой скорости обмена данными, ошибок при настройке и использовании кассового программного обеспечения. Нарушения могут встречаться как со стороны покупателя, так и в оборудовании продавца.
Возможные проблемы со стороны клиента
Если покупатель жалуется, что оплата по QR-коду не проходит, возможны следующие причины:
  • на карте закончились денежные средства;
  • превышен установленный лимит расходов;
  • отмечаются нарушения в работе интернет-связи.
В этом случае покупателю следует убедиться, что у него достаточно денежных средств и отсутствуют ограничения на затраты. Кроме того, можно попробовать перезагрузить интернет-соединение и попробовать провести платеж еще раз.

В некоторых случаях QR-код не считывается камерой смартфона. Возможно, это связано с недостаточным освещением или неправильным расположением камеры. Важно, чтобы код полностью помещался в камеру, и изображение было максимально сфокусировано. Если модель смартфона не считывает код в автоматическом режиме, нужно зайти в приложение обслуживающего банка и включить опцию оплаты по QR-коду или возможность его считывания. Если в онлайн-приложении нет такой опции, банк не поддерживает систему СБП.

В случае, когда при считывании кода открывается ссылка на оплату в банковском учреждении, а покупатель не имеет такой карты, причину следует искать в настройках телефона. В разделе приложений по умолчанию нужно проверить, где и как открываются ссылки. Возможно, придется выбрать другое приложение или опцию «Всегда спрашивать».
Проблемы с безналичной оплатой со стороны продавца
Иногда невозможность рассчитаться по коду связана с нарушениями со стороны компании-продавца.

Если QR-код не считывается или выдает сообщение об ошибке, нужно проверить срок действия кода или сформировать его вновь. Важно, чтобы при формировании были учтены все реквизиты торгового предприятия, идентификаторы, сумма и назначение платежа. Если хотя бы часть перечисленных данных отсутствует, QR-код будет нерабочим.
Если кассовое оборудование формирует динамический код, важно помнить, что срок его действия составляет всего несколько минут. Если покупатель не сможет сразу отсканировать его из-за проблем со связью или со смартфоном, возможно, потребуется повторное формирование кода на оплату.

Если продавец не получает уведомление об оплате, а покупатель утверждает, что деньги уже списаны, следует проверить наличие и качество интернет-соединения. Если все в порядке, нужно связаться с банковским учреждением — вероятно, проблемы возникли на его стороне, или на онлайн-кассе сбились настройки, и ее нужно перепрограммировать повторно.

Если динамический код не подгружается на экран, нужно проверить качество связи, а также убедиться в исправности кассового оборудования. В некоторых случаях помогает простая перезагрузка оборудования. Если устранить проблему не удалось, следует отправить запрос в поддержку — возможно, проблема возникла на стороне сервиса.

Как вернуть платеж, сделанный по QR-коду

Последовательность действий по возврату средств покупателю зависит от модели и особенностей конкретной кассы. В одних модификациях имеется раздел «Возврат по QR-коду», в других опцию можно выбрать после введения суммы возврата и номера чека. В процессе оформления на оборудовании будет сгенерирован новый код. покупателю нужно отсканировать его и тем самым подтвердить возврат ранее уплаченных средств.

Заинтересованы в автоматизации общепита?

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами как можно скорее и ответим на все вопросы по автоматизации в HoReCa
Подпишитесь на нас в Telegram! Рассказываем просто о сложном, новости HoReCa и мемы. Всё необходимое для рестораторов 🤍