Как ресторану подготовиться к маркировке в «Честном знаке»
Что такое маркировка и для чего она проводится?
«Честный Знак» — система обязательной маркировки, которая должна защитить потребителей от некачественной продукции. Система разработана и внедрена Центром развития перспективных технологий еще в 2017 году как эксперимент по контролю за оборотом лекарств. Значительная часть изменений произошла в 2023 году – под действие законодательства о маркировочных кодах подпали молоко и молочные продукты, пиво и слабоалкогольные напитки, вода в упаковке. В ближайшее время планируется охватить маркировкой все категории товаров.
Как и когда это коснется ресторанов?
С 31 марта 2022 года при розничной реализации, включая продажу через кассу, начали проводить обязательную фиксацию выбытия молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее при розничной реализации (с 1 июня – со сроком годности более 40 дней).
С 1 сентября 2022 года для ресторанно-гостиничного бизнеса HoReCa работа в системе маркировки «Честный Знак» стала обязательной. С этой даты приемку продукции и ее списание после использования стали осуществлять через систему электронного документооборота.
Учет молочной продукции в момент реализации стартовал в конце 2023 года.
31 августа 2022 завершился эксперимент, позволивший наметить сроки начала обязательной маркировки товарной группы.
С 1 сентября 2022 года продукцию стали списывать в объемно-сортовом виде с указанием причины: собственные нужды, истечение срока годности, конфискация, повреждение и т. д.).
В 2025 году действует поэкземплярный учет.
За последние 5 лет в работе предприятий общественного питания произошло немало изменений. Большинство из них касаются маркировки продуктов питания согласно требованиям системы «Честный знак». Их соблюдение является обязательным для всех субъектов деятельности, а для нарушителей предусмотрены крупные финансовые взыскания.
Рассмотрим правила маркировки в общепите для отдельных групп товаров.
Для маркировки в системе «Честный знак» используется технология DataMatrix (двухмерный матричный штрихкод). Она позволяет контролировать наличие маркировки и качество товаров не только проверяющим органам, но и потребителям — через мобильное приложение.
Если ресторан продает в розницу молочную продукцию (как товар в потребительской упаковке — например, в наборах или на вынос), то нужно использовать онлайн-кассу (ККТ) и сканировать каждый код маркировки при продаже. Если у вас есть ККТ в ресторане, то нужно проверить актуальность версии для работы с маркированными товарами – на каждом чеке записывается марка или расшифровка марки продаваемого товара.
Нужна помощь?
Оставьте заявку, и мы ответим на все вопросы про работу в системе «Честный знак»
Подробный обзор изменений в работе с маркировкой продуктов питания в общепите
С 1 декабря 2023 года вступили в силу новые правила по работе с маркировкой в кафе и ресторанах. Основные изменения по работе с системой «Честный знак» для общепита коснулись процесса приемки и списания продуктов питания – упакованной воды и молочной продукции. Обычно предприятия сегмента HoReCa приобретают указанные товары у поставщиков, которые самостоятельно наносят маркировку и осуществляют регистрацию для ввода продукции в оборот. И оптовым заказчикам – ресторанам, кафе или отелям – остается только выполнить операцию списания через систему.
Схема приемки товаров в HoReCa с 1 декабря 2023 года
В настоящее время установлено требование для предприятий общепита и государственных учреждений самостоятельно подтверждать приемку товара. Для этого им необходимо заключить договор с оператором электронного документооборота и пройти регистрацию в системе «Честный знак» для общепита. Затем необходимо внедрить следующую схему работы:
Поставщик создает универсальный передаточный документ (УПД) с кодами маркировки, который выполняет функции накладной и применяется для оформления продажи маркированных товаров.
Через систему ЭДО документ передается покупателю, одновременно осуществляется передача товара.
Получатель принимает продукцию и УПД, сравнивает коды маркировки с указанными в документе, после чего подписывает УПД электронной подписью, тем самым подтверждая приемку продуктов.
Оператор системы ЭДО отправляет данные в «Честный знак».
В некоторых случаях маркированная продукция приобретается предприятиями не для продажи, а для собственных нужд. Например, для предприятий общепита это приготовление блюд, а для отелей – организация питания гостей. В таком случае работа с системой «Честный знак» для ресторанов и кафе подразумевает самостоятельный вывод приобретенных товаров из оборота самим покупателем. Для этого в течение трех рабочих дней после использования продукта необходимо зайти в личный кабинет и вручную оформить списание.
Важно: если при совершении сделки продавец и покупатель знают, что продукция заказана для собственных нужд последнего, вывод товара можно оформить через ЭДО. Для этого при составлении универсального передаточного документа нужно включить в него дополнительное поле «СвВыбытияМАРК» и указать одно из следующих значений:
«1», если товары приобретаются юрлицами и ИП с целью использования для собственных нужд, и их реализация не планируется;
«3», если товары направлены на производственные цели и не планируются к дальнейшей продаже.
Добавить новое значение в бланк УПД может любая сторона сделки – как продавец, так и покупатель. И сразу после подписания документа указанные коды товара будут автоматически выведены из оборота с внесением в систему соответствующей отметки.
Если у вас есть вопросы по установке и настройке электронного документооборота, обращайтесь к нам — мы поможем!
Приобретение маркированных товаров для самостоятельного использования
Реализация товаров на кассе
Тем предприятиям сегмента HoReCa, что продают товары через кассу, схема работы остается неизменной. Для них в обязательном порядке требуется регистрация в системе «Честный знак» и подключение к оператору фискальных данных (ОФД) для передачи сведений в учетную базу для контроля оборота маркированных продуктов. Оформление продажи осуществляется в таком порядке:
Кассир сканирует код маркировки на товаре с помощью 2D сканера.
Онлайн-касса отправляет в «Честный знак» запрос на проверку достоверности кода.
Если запрос подтвержден, кассир формирует чек и отдает его покупателю.
ОФД направляет сведения о продаже в «Честный знак» и в ФНС.
Товар автоматически выводится из оборота.
Всего один удобный сервис для отчётности в госсистемы, электронных накладных и заказов у поставщиков.
Зарегистрируйтесь и получите демо-доступ бесплатно прямо сейчас!
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время, чтобы назначить встречу
Что необходимо для работы предприятий общепита в рамках новых правил маркировки
Для правильного оформления продаж и списания товаров, а также своевременной отправки данных в «Честный знак» в точках реализации маркированной продукции необходимо:
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись для входа в личный кабинет на портале «Честного знака».
Приобрести защищенный носитель (токен) для записи КЭП.
Заключить договор с оператором ЭДО, где можно принимать УПД от поставщиков, подписывать документы и отправлять в учетную систему данные о приемке и списании маркированной продукции.
Пройти регистрацию на сайте «Честный знак».
Приобрести оборудование для считывания кода маркировки.
Для обустройства точек продаж на предприятиях сегмента HoReCa необходимо установить фискальный накопитель с поддержкой форматов документов 1.2. Также следует заключить договор с оператором фискальных данных и настроить программное обеспечение для фиксации оборота маркированных товаров.
Штрафные санкции за нарушение законодательства о маркировке
Специалисты Роспотребнадзора строго следят за соблюдением действующих правил оформления оборота маркированных товаров. К нарушителям применяются строгие финансовые взыскания:
В случае отсутствия на товаре кода маркировки осуществляется конфискация всей партии. Кроме того, на должностных лиц накладывают штраф 5-10 тысяч рублей, на субъектов малого бизнеса — 25-150 тысяч рублей, на средние и крупные предприятия — 50-300 тысяч рублей. Санкции в размере до 1 млн рублей и лишение свободы на срок до 5 лет предусмотрены при установлении случая сговора и правонарушения в особо крупных размерах.
Покупка, хранение и реализация товаров с поддельными кодами маркировки наказывается взысканием до 300 тысяч рублей, при злоупотреблении в крупном размере — лишением свободы на срок до 3 лет и штрафом до 80 тысяч рублей.
За отсутствие регистрации в системе «Честный ЗНАК» для должностных лиц предусмотрен штраф 1-10 тысяч рублей или предупреждение. На субъектов малого бизнеса могут наложить взыскание в размере 25-50 тысяч рублей, на крупные и средние предприятия — 50-100 тысяч рублей.
Если в систему «Честный знак» не были переданы сведения о розничной продаже, должностное лицо заплатит штраф 1-10 тысяч рублей или получит предупреждение. Субъекту малого бизнеса придется уплатить штрафные 25-50 тысяч рублей, среднему или крупному предприятию — 50-100 тысяч рублей.
При нарушении сроков отправки сведений об обороте товаров в систему «Честный знак» должностному лицу выносят предупреждение или накладывают взыскание в размере 1-10 тысяч рублей. Крупным и средним предприятиям придется заплатить штраф 50-100 тысяч рублей, а субъектам малого бизнеса — 25-50 тысяч рублей.
Заинтересованы в автоматизации ресторана?
Оставьте заявку, мы свяжемся с вами как можно скорее и ответим на все вопросы по автоматизации