Как ресторану
подготовиться к маркировке
в «Честном знаке»?

Что такое маркировка и для чего она проводится?

«Честный Знак» — система обязательной маркировки, которая должна защитить потребителей от некачественной продукции. Система разработана и внедрена Центром развития перспективных технологий еще в 2017 году как эксперимент по контролю за оборотом лекарств. Значительная часть изменений произошла в 2023 году – под действие законодательства о маркировочных кодах подпали молоко и молочные продукты, пиво и слабоалкогольные напитки, вода в упаковке. В ближайшее время планируется охватить маркировкой все категории товаров.

Как и когда это коснется ресторанов?

Как ресторану подготовиться к маркировке в «Честном знаке»? | DocsInBox
  • С 31 марта 2022 года при розничной реализации, включая продажу через кассу, начали проводить обязательную фиксацию выбытия молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее при розничной реализации (с 1 июня – со сроком годности более 40 дней).
  • С 1 сентября 2022 года для ресторанно-гостиничного бизнеса HoReCa работа в системе маркировки «Честный Знак» стала обязательной. С этой даты приемку продукции и ее списание после использования стали осуществлять через систему электронного документооборота.
  • Помарочный учет молочной продукции в момент реализации стартовал в конце 2023 года.
  • С 1 сентября 2022 года продажа любых типов упакованной питьевой воды стала осуществляться с использованием онлайн-касс.
  • С 1 ноября 2022 года в систему начали передавать сведения с указанием кода товара и его количества без указания марок.
  • Помарочный учет для данной категории товаров планируется запустить в 2025 году.
  • 31 августа 2022 завершился эксперимент, позволивший наметить сроки начала обязательной маркировки товарной группы.
  • С 1 сентября 2022 года продукцию стали списывать в объемно-сортовом виде с указанием причины (собственные нужды, истечение срока годности, конфискация, ликвидация предприятия, повреждение и т. д.).
В 2023 году в работе предприятий общественного питания произошло немало изменений. Большинство из них касаются маркировки продуктов питания согласно требованиям системы «Честный знак». Их соблюдение является обязательным для всех субъектов деятельности, а для нарушителей предусмотрены крупные финансовые взыскания.

Рассмотрим правила маркировки в общепите для отдельных групп товаров.

Для маркировки в системе «Честный знак» используется технология DataMatrix (двухмерный матричный штрихкод). Она позволяет контролировать наличие маркировки и качество товаров не только проверяющим органам, но и потребителям — через мобильное приложение.
Если ресторан продает в розницу молочную продукцию (как товар в потребительской упаковке — например, в наборах или на вынос), то нужно использовать онлайн-кассу (ККТ) и сканировать каждый код маркировки при продаже. Если у вас есть ККТ в ресторане, то нужно проверить актуальность версии для работы с маркированными товарами – на каждом чеке записывается марка или расшифровка марки продаваемого товара.
Нужна помощь?
Оставьте заявку, и мы ответим на все вопросы про работу в системе «Честный знак»

Подробный обзор изменений в работе с маркировкой продуктов питания в общепите

С 01 декабря 2023 года вступили в силу новые правила по работе с маркировкой в кафе и ресторанах. Основные изменения по работе с системой «Честный знак» для общепита коснулись процесса приемки и списания продуктов питания – упакованной воды и молочной продукции. Обычно предприятия сегмента HoReCa приобретают указанные товары у поставщиков, которые самостоятельно наносят маркировку и осуществляют регистрацию для ввода продукции в оборот. И оптовым заказчикам – ресторанам, кафе или отелям – остается только выполнить операцию списания через систему.

Схема приемки товаров в HoReCa с 01 декабря 2023 года

В настоящее время установлено требование для предприятий общепита и государственных учреждений самостоятельно подтверждать приемку товара. Для этого им необходимо заключить договор с оператором электронного документооборота и пройти регистрацию в системе «Честный знак» для общепита. Затем необходимо внедрить следующую схему работы:

  • Поставщик создает универсальный передаточный документ (УПД) с кодами маркировки, который выполняет функции накладной и применяется для оформления продажи маркированных товаров.
  • Через систему ЭДО документ передается покупателю, одновременно осуществляется передача товара.
  • Получатель принимает продукцию и УПД, сравнивает коды маркировки с указанными в документе, после чего подписывает УПД электронной подписью, тем самым подтверждая приемку продуктов.
  • Оператор системы ЭДО отправляет данные в «Честный знак».
В некоторых случаях маркированная продукция приобретается предприятиями не для продажи, а для собственных нужд. Например, для предприятий общепита это приготовление блюд, а для отелей – организация питания гостей. В таком случае работа с системой «Честный знак» для ресторанов и кафе подразумевает самостоятельный вывод приобретенных товаров из оборота самим покупателем. Для этого в течение трех рабочих дней после использования продукта необходимо зайти в личный кабинет и вручную оформить списание.

Важно: если при совершении сделки продавец и покупатель знают, что продукция заказана для собственных нужд последнего, вывод товара можно оформить через ЭДО. Для этого при составлении универсального передаточного документа нужно включить в него дополнительное поле «СвВыбытияМАРК» и указать одно из следующих значений:
  • «1», если товары приобретаются юрлицами и ИП с целью использования для собственных нужд, и их реализация не планируется;
  • «3», если товары направлены на производственные цели и не планируются к дальнейшей продаже.

Добавить новое значение в бланк УПД может любая сторона сделки – как продавец, так и покупатель. И сразу после подписания документа указанные коды товара будут автоматически выведены из оборота с внесением в систему соответствующей отметки.

Если у вас есть вопросы по установке и настройке электронного документооборота, обращайтесь к нам — мы поможем!

Что необходимо для работы предприятий общепита в рамках новых правил маркировки

Приобретение маркированных товаров для самостоятельного использования

Реализация товаров на кассе

Тем предприятиям сегмента HoReCa, что продают товары через кассу, схема работы остается неизменной. Для них в обязательном порядке требуется регистрация в системе «Честный знак» и подключение к оператору фискальных данных (ОФД) для передачи сведений в учетную базу для контроля оборота маркированных продуктов.
Оформление продажи осуществляется в таком порядке:

  • Кассир сканирует код маркировки на товаре с помощью 2D сканера.
  • Онлайн-касса отправляет в «Честный знак» запрос на проверку достоверности кода.
  • Если запрос подтвержден, кассир формирует чек и отдает его покупателю.
  • ОФД направляет сведения о продаже в «Честный знак» и в ФНС.
  • Товар автоматически выводится из оборота.
Для правильного оформления продаж и списания товаров, а также своевременной отправки данных в «Честный знак» в точках реализации маркированной продукции необходимо:

  • Получить усиленную квалифицированную электронную подпись для входа в личный кабинет на портале «Честного знака».
  • Приобрести защищенный носитель (токен) для записи КЭП.
  • Заключить договор с оператором ЭДО, где можно принимать УПД от поставщиков, подписывать документы и отправлять в учетную систему данные о приемке и списании маркированной продукции.
  • Пройти регистрацию на сайте «Честный знак».
  • Приобрести оборудование для считывания кода маркировки.

Для обустройства точек продаж на предприятиях сегмента HoReCa необходимо установить фискальный накопитель с поддержкой форматов документов 1.2. Также следует заключить договор с оператором фискальных данных и настроить программное обеспечение для фиксации оборота маркированных товаров.

Штрафные санкции за нарушение законодательства о маркировке

Специалисты Роспотребнадзора строго следят за соблюдением действующих правил оформления оборота маркированных товаров. К нарушителям применяются строгие финансовые взыскания:
В случае отсутствия на товаре кода маркировки осуществляется конфискация всей партии. Кроме того, на должностных лиц накладывают штраф 5-10 тысяч рублей, на субъектов малого бизнеса — 25-150 тысяч рублей, на средние и крупные предприятия — 50-300 тысяч рублей. Санкции в размере до 1 млн рублей и лишение свободы на срок до 5 лет предусмотрены при установлении случая сговора и правонарушения в особо крупных размерах.

Покупка, хранение и реализация товаров с поддельными кодами маркировки наказывается взысканием до 300 тысяч рублей, при злоупотреблении в крупном размере — лишением свободы на срок до 3 лет и штрафом до 80 тысяч рублей.

За отсутствие регистрации в системе «Честный ЗНАК» для должностных лиц предусмотрен штраф 1-10 тысяч рублей или предупреждение. На субъектов малого бизнеса могут наложить взыскание в размере 25-50 тысяч рублей, на крупные и средние предприятия — 50-100 тысяч рублей.

Если в систему «Честный знак» не были переданы сведения о розничной продаже, должностное лицо заплатит штраф 1-10 тысяч рублей или получит предупреждение. Субъекту малого бизнеса придется уплатить штрафные 25-50 тысяч рублей, среднему или крупному предприятию — 50-100 тысяч рублей.
При нарушении сроков отправки сведений об обороте товаров в систему «Честный знак» должностному лицу выносят предупреждение или накладывают взыскание в размере 1-10 тысяч рублей. Крупным и средним предприятиям придется заплатить штраф 50-100 тысяч рублей, а субъектам малого бизнеса — 25-50 тысяч рублей.
Маркировка для ресторанов под ключ от DocsInBox
Расскажем как правильно принимать маркированную продукцию от вашего поставщика и не попасть на штрафы
Ответим на любой ваш вопрос по работе с маркировкой и поможем решить любую проблему с «Честным знаком»
Зарегистрируем вас в «Честном знаке» и настроим кабинет компании
Настроим работу на платформе DocsInBox и научим работать с маркированной продукцией, не заходя в «Честный знак»
Записаться на консультацию
Наш менеджер свяжется с вами и ответит на все интересующие вопросы по работе с «Честным знаком»
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности