Мотивационная политика в ресторанном бизнесе
За что и как можно поощрять сотрудников заведения? На чем основана мотивация и как её поднять? Эти вопросы неизбежно возникают у многих рестораторов, которые углубляются во внутренние процессы своего бизнеса. В статье рассказываем, из чего строится мотивация и какие есть способы мотивировать сотрудников общепита.

Составляющие мотивации

Самый простой способ понять основные аспекты мотивации человека — рассмотреть её на основе пирамиды потребностей Маслоу. В частности, связь с этой пирамидой прослеживается и в сфере общепита. Выглядит это следующим образом:
Из пирамиды следует, что основные составляющие работы, которая будет радовать и мотивировать человека, — это стабильная зарплата, хороший коллектив, адекватный руководитель и возможность получить положительную обратную связь за свои старания. Это поможет получить наибольшее удовлетворение от своей деятельности. Кроме того, это отразится и на показателях заведения, поскольку посетители тоже почувствуют комфорт и заботу.

Эффективность системы мотивации

Систему мотивации персонала необходимо сделать объективной: она должна быть основана на чём-то, что можно измерить. Например, ваши подчинённые могут «соревноваться» в продажах какого-то блюда, размере чека, количестве положительных отзывов гостей и т. п.
Мотивационная система должна быть прозрачной, то есть каждый работник заведения должен понимать, кто и за что может быть поощрён. Правила, установленные в ресторане, должны соблюдаться всегда и всеми, включая руководителя: именно с этого хорошего примера вы сможете начать мотивировать коллектив.
Также постарайтесь сделать информацию о мотивации показательной. Например, вывешивайте результаты «соревнований» и составьте документ с правилами мотивационной политики, чтобы каждый сотрудник имел доступ к этой информации и наглядно видел, какие результаты приносит вовлечённость в рабочие процессы.
Ещё один способ улучшить систему мотивации — сделать работу над ней коллективной. Прежде всего, привлеките к работе над ней сотрудников с управляющими должностями: шеф-поваров, менеджеров ресторана и т. п. После внедрения политики также соберите обратную связь от рядовых сотрудников, которые смогут предложить вам идеи по улучшению и указать на слабые места.

Способы мотивации сотрудников

Кроме стабильного и достаточно высокого заработка, есть много других вариантов мотивации сотрудников. Мы собрали разнообразные варианты, чтобы вы могли внедрять их в разные сферы работы сотрудников и регулярно тестировать новые идеи:
  • концепция, философия, привлекательный бренд заведения;
  • удобный график работы;
  • стильная форма;
  • регулярная обратная связь от руководства;
  • возможность поучаствовать в обсуждении важных решений для развития ресторана;
  • повышение;
  • корпоративные мероприятия;
  • ПО для быстрой и комфортной работы;
  • звание «сотрудник недели/месяца/года»;
  • дополнительный выходной;
  • посещение тренингов и обучений;
  • право обслуживать ключевых гостей или знаменитостей;
  • обед или ужин в заведении за счёт работодателя;
  • подарочный сертификат на товар или услугу;
  • право первостепенного выбора выходных;
  • регулярные собрания команды: планирование и подведение итогов.

Поддержание мотивационной политики

После того как вы внедрите мотивационную политику, помните, что её нужно регулярно поддерживать и обновлять. Есть ещё несколько деталей, о которых нужно помнить.
  • Статистика. Желательно измерять и собирать информацию о вашей мотивационной политике в отдельном документе. Благодаря этому ваши подчинённые смогут увидеть, кто и за какие заслуги получает бонусы. Эта прозрачность повысит уровень доверия к вам и подтолкнёт сотрудников к достижению чего-то нового.
  • Системность. Чтобы идея о развитии мотивационной политики заведения не угасла через месяц-другой, разработайте календарный план активностей по мотивации сотрудников. Это позволит работать с мотивацией нагляднее и не забывать развивать политику.
  • Обратная связь. Обязательно отслеживайте, комфортно ли вашим сотрудникам жить в «соревновательном» режиме и мотивирует ли их по-настоящему то, что вы предлагаете за их достижения.

Не забывайте, что одна из ключевых деталей вашего бизнеса — это люди, ваши сотрудники. Следите за их реакцией на любые изменения, в том числе на внедрение мотивационной политики. Старайтесь сохранить и использовать только те способы мотивации, которые вдохновляют ваших сотрудников. Благодаря этому вы не только избежите текучки и создадите гармоничную атмосферу в команде, но и обеспечите комфорт в заведении в целом. Посетители отметят эти перемены и оценят по достоинству.