Обновления в маркировке воды и молочной продукции: что ждет HoReCa в 2024 году

С момента внедрения маркировки в 2019 году государство ежегодно расширяет список изменений и ужесточает требования к бизнесу. В 2023 году наступил очередной этап маркировки молочной продукции и бутилированной воды, который коснулся всей сферы HoReCa. Подробнее о новых требованиях и способах их практической реализации на 2024 год читайте в этой статье.
Актуальные требования по маркировке воды и молочной продукции: как построить работу в 2024 году | DocsInBox

О чем уже нужно отчитываться в «Честный знак»

Часть этапов маркировки «молочки» в общепите уже прошла. Нанесение кодов на продукцию стало обязательным для производителей и поставщиков следующих видов продукции:

  • с 1 июня 2021 — для сыров и мороженого;
  • с 1 сентября 2021 — для молочной продукции, срок годности которой составляет более 40 дней;
  • с 1 декабря 2021 — для молочных товаров, срок годности которых составляет 40 дней и менее.

С 1 сентября 2022 стала обязательной передача сведений о выводе из оборота и использование ЭДО в объемно-сортовом учете. Это означает указание кода товара и количества выводимого товара без указания конкретных единиц.

В настоящее время общепит ведет учет маркированной воды при приемке, продаже через кассу, списании продукции. Данные необходимо самостоятельно передавать в «Честный знак» посредством электронного документооборота.

Обязательной маркировке подлежат минеральные и газированные напитки с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов.

Маркировка воды для общепита

Обязательной маркировке в настоящее время подлежат следующие товары:
  • молоко и сливки без сахара и подсластителей;
  • сгущенное молоко и сливки с сахаром и подсластителями;

Маркировка молока для общепита

  • пахта, простокваша, йогурты, кефир и другие кисломолочные продукты;
  • сгущенная или несгущенная сыворотка с сахаром или другими подсластителями;
  • сливочное масло и продукты, изготовленные на основе натурального молока;
  • творог и сыры;
  • мороженое, другие виды пищевого льда.
Таким образом, все товары, содержащие молочный жир и белок, должны быть с марками. Исключение: продукция на развес и товары с весом меньше 30 грамм.

При продаже молокосодержащих товаров в розницу через онлайн-кассу, а также при списании, необходимо сканировать марки и вести учет в ЭДО для обмена данными с «Честным знаком».

Требование об обязательной маркировке молочной продукции для общепита распространяется на следующих субъектов рынка:

  • производители молочной продукции, в обязанности которых входит нанесение на товары специального маркировочного кода и подача в систему учета данных о вводе продукции в оборот;
  • дистрибьюторы, которым необходимо зарегистрировать получение и передачу оптовых партий товара для дальнейшей реализации через розницу и общепит;
  • розничные магазины, в обязанности которых входит получение оптовых партий продукции и ее реализация конечному потребителю с передачей сведений в систему «Честный ЗНАК»;
  • предприятия общепита, которые получают молочную продукцию оптом и выводят ее из оборота при передаче на кухню для переработки с отправкой данных о списании в систему «Честный ЗНАК».

Схема работы в рамках требований о маркировке молочной продукции в «Честном ЗНАКе» для общепита выглядит так:

  • Производитель получает сырье от поставщика вместе с ветеринарно-сопроводительной документацией (ВСД), проверяет фактическое наличие и данные ВСД, после чего гасит ветеринарный документ и отчитывается о получении сырья.
  • Полученное сырье направляется на производство, где из него делают молочную продукцию. При ее отгрузке на каждый вид товара оформляются новые ВСД.
  • Производитель получает коды для маркировки и размещает их на товаре.
  • При отгрузке оптовому покупателю на его имя оформляют электронный УПД с кодами упаковок молочных продуктов.
  • Получатель сверяет данные кодировки в УПД с маркировкой на упаковке товаров, после чего подтверждает приемку.
  • При дальнейшей продаже молочной продукции в розницу и в общепит для каждого получателя формируется свой УПД с указанием кодов продукции.
  • В процессе приемки получатель сканирует партию товара для сверки кодов, указанных в УПД. Если разногласий не обнаружено, приемка подтверждается в системе.
  • При продаже конечному потребителю или при списании маркировочный код сканируют для отправки данных о списании в учетную систему.

Согласно новым законодательным требованиям о маркировке молочной продукции для общепита производитель обязан:

  • заказать коды маркировки в «Честном ЗНАКе»;
  • напечатать этикетки с кодами и наклеить их на товары;
  • осуществить регистрацию молочной продукции в «Честном ЗНАКе» и отчитаться о вводе товаров в оборот.

В обязанности импортера входят:

  1. заказ кодов маркировки в «Честном ЗНАКе»;
  2. передача экспортеру файла для печати этикеток или готовых этикеток для наклеивания на товары.
  3. после прохождения таможни отчет в «Честный ЗНАК» о вводе в оборот.

При необходимости производитель или импортер должен создать коды транспортных упаковок и распечатать этикетки, после чего отчитаться в «Честный ЗНАК» о кодах внутри упаковок. Справиться с этой задачей поможет автоматизация маркировки в Честном ЗНАКе, разработанная с учетом актуальных требований законодательства.

Нужна помощь?
Оставьте заявку, и мы ответим на все вопросы про работу в системе «Честный знак»

Какие требования появились в 2023 году

С 1 декабря 2023 вступил в действие новый этап маркировки товаров:

  • маркировка стала обязательной для фермеров, КФХ и СПК;
  • госучреждения и HoReCa начали использовать ЭДО и подавать сведения о выводе из оборота.

Нововведения коснулись продукции, которую общепит приобретает не для поштучной реализации через кассу, а для внутреннего использования или приготовления блюд.

С 1 декабря 2023 года стал обязательным объемно-сортовой учет и списания продукции, запускаемой в производство. Например, если кафе закупает молоко и мороженое для приготовления молочного коктейля. Позиции необходимо списать для собственных нужд, а данные отправить в «Честный знак» через ЭДО.

Также с 1 декабря 2023 года общепит начал отчитываться о движении воды, купленной для собственных нужд. Например, если ресторан приобрел воду для кулера, из которого пьют сотрудники. Необходимо провести списание и отчитаться об этом.

Очередной этап нововведений по маркировке молочной продукции для общепита запланирован на 1 июня 2025:

  • будет введен поэкземплярный учет для продукции, срок хранения которой составляет более 40 дней;
  • для всех участников рынка станет обязательной передача сведений о выводе продукции из оборота.

Штрафные санкции

За нарушение требований законодательства о маркировке предусмотрены финансовые взыскания:

  • Продажа товаров без кодов маркировки

Сумма штрафа составляет 50 000—300 000 ₽ с конфискацией для юрлиц, а также 5 000—10 000 ₽ с конфискацией для должностных лиц. За преступление в особо крупных размерах и в случае наличия преступного сговора величина взыскания возрастает до 1 000 000 ₽, а также предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

  • Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт с поддельными кодами

На виновных накладывают штраф до 300 000 ₽. В некоторых случаях возникает уголовная ответственность — от 3 до 6 лет лишения свободы с наложением штрафа.

DocsInBox.Маркировка

Сервис автоматизации приёмки и списания маркированной продукции в «Честном знаке» для ресторанов

Есть вопросы по маркировке?
Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами

Приёмка накладной в «Честном знаке»
Автоматический вывод из оборота
Автоматическое подписание УПД при приёмке товара
Отсутствие ошибок и штрафов