Всё о проверках Роспотребнадзора организаций общепита: виды, требования, предписания, постановления, результат, подготовка и прохождение

Соблюдение требований санитарии и гигиены, а также прав потребителей – обязательные условия для бизнеса в области общественного питания. Все это является объектом детальной проверки сотрудников Роспотребнадзора. Подробнее о ее проведении, условиях, документальной подготовке расскажем в этой статье.

Кого может проверить Роспотребнадзор

Управление Роспотребнадзора имеет право прийти с проверкой к любому юридическому лицу или ИП. Однако чаще объектом самого пристального внимания сотрудников этого контролирующего органа становятся:
  • Предприятия сферы общепита и производства пищевых продуктов. Здесь нередко допускают серьезные ошибки, нарушая действующие санитарные нормы и требования к технологическому процессу, что может иметь самые серьезные последствия для здоровья людей.
  • Организации, занятые досугом, отдыхом или обучением детей. Здесь проверки призваны исключить любые нарушения, способные повлечь за собой последствия в виде ущерба для здоровья и самочувствия юных воспитанников.
  • Компании, работающие в сфере торговли и услуг. Они работают с большим количеством потребителей, поэтому здесь особенно важно соблюдение строгих положений законодательства для исключения противоправных действий и вреда для здоровья и жизни граждан.
Субъекты, бизнеса, имеющие прямое или косвенное отношение к перечисленным выше сферам, должны быть готовы к регулярным проверкам, особенно если на них получены жалобы или компания уже попадала под санкции из-за допущенных нарушений.

Виды проверок Роспотребнадзора (СЭС)

В зависимости от намеченных сроков, целей и характера проверки Роспотребнадзора могут быть:
Плановыми
Плановые проверки Роспотребнадзора проводят раз в три года по согласованному графику, который формируется в начале календарного года. Обычно его размещают на региональном сайте, чтобы субъекты бизнеса смогли подготовиться к этому непростому мероприятию. Кроме того, за три дня до наступления даты проверки предприятия обязаны предупредить о ее начале. Предписание с соответствующей информацией вручается лично руководителю или направляется по почте на юридический адрес.

Важно: несколько лет назад в целях поддержания малого бизнеса предприятия были освобождены от плановых проверок. Однако это не коснулось компаний, работающих в сфере образования, здравоохранения и организации массовых мероприятий.
Внеплановыми
Внеплановые проверки проводятся вне установленного графика. Обычно они становятся ответом на поступившие жалобы потребителей, столкнувшихся с нарушениями санитарных норм, правил обслуживания и т. д. Важно: если жалобе или заявлении отсутствуют факты реальных нарушений, проверка не назначается. Кроме того, аналогичная реакция следует на анонимные обращения, автор которых отказался сообщить свои данные.

Обратите внимание: внеплановая проверка не является инициативой контролирующих органов. Ее проведение возможно только при наличии согласования с прокуратурой. Согласно законодательству, субъект должен быть уведомлен о начале ревизии за 24 часа. При этом компании, работающие с продуктами питания, не получают такого постановления – для них проверка может начаться внезапно. И еще один случай начала мероприятия без уведомления и санкций правоохранительных органов – возникновение чрезвычайной ситуации, несущей в себе угрозу жизни и здоровью граждан или животных.

В числе наиболее распространенных поводов для инициирования внеплановой проверки Роспотребнадзора:
  • обоснованные жалобы частных и юридических лиц;
  • возникновение угроз для окружающей среды, безопасности людей, вероятности возникновения ЧП;
  • факты нанесения ущерба окружающей среде, жизни и здоровью граждан, возникновение чрезвычайной ситуации;
  • окончание периода, выделенного на устранение обнаруженных ранее нарушений.

Чек-лист: что будут проверять в магазине, в документах

Проверка Роспотребнадзора охватывает сразу несколько моментов:
  • соблюдение законодательства по защите прав потребителей;
  • прохождение сотрудниками обязательной аттестации для получения допуска к работе;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • наличие у персонала действующих санитарных книжек;
  • соблюдение требований законодательства по энергосбережению и повышению энергоэффективности при использовании электрооборудования.
В случае получение жалобы потребителя на выявленное нарушение сотрудники Роспотребнадзора могут посмотреть:
  • наличие действующих сертификатов на товары;
  • качество продукции: сырья, полуфабрикатов или готовых блюд;
  • наличие оформленных трудовых договоров с каждым сотрудником;
  • качество настройки контрольно-кассового оборудования;
  • соответствие рабочих помещений действующим нормам.
В большинстве случаев в рамках проверки изучают:
  • одержание учредительных документов компании;
  • лицензии на осуществление выбранных видов деятельности;
  • программу контроля на производстве – температуру, степень освещенности, график уборки и стирки и т. д.;
  • содержание вывесок;
  • меню, прайс-листы, каталоги;
  • оформление уголков потребителя;
  • договора аренды, вывоза мусора и прочих услуг;
  • наличие и ведение журнала учета средств дезинфекции;
  • журналы проверок.

Как происходит проверка и как ее пройти

Проверка субъектов бизнеса проходит в несколько этапов:
  • представителям проверяемого объекта предъявляют распоряжение о проведении проверки, скрепленное подписью руководителя территориального отдела Роспотребнадзора;
  • специалисты, уполномоченные на проведение проверки, предъявляют свои удостоверения;
  • если мероприятие носит документарный характер, сотрудники контролирующей организации требуют предъявления основных документов – учредительных, накладных и прочих первичных, бухгалтерских, налоговых и т. д., которые подлежат изучению и анализу на предмет действительности;
  • при проведении выездной проверки инспекция уточняет не только содержание документов из ЭДО, но и качество товаров, состояние помещений, квалификацию сотрудников и прочие данные, позволяющие сделать объективное заключение о наличии нарушений и их составе;
  • по итогам проведенной проверки сотрудники контролирующей организации составляют акт в двух экземплярах. Его обязательные реквизиты – точная дата и номер, место проведения мероприятия, перечень действий в рамках проверки, список обнаруженных нарушений и подписи сторон. В обязательном порядке делается отметка, что руководитель ознакомлен с актом или отказался от уточнения информации. В свою очередь, представитель проверяемой стороны может указать свое согласие или несогласие с итогами проверки или действиями сотрудников Роспотребнадзора. К акту прилагаются документы, удостоверяющие результаты проверки: например, итоги лабораторных исследований или экспертизы качества товаров.
Важно: сотрудники Роспотребнадзора не имеют права забирать у проверяемых оригиналы документов. Возможно только истребование копий бланков, тогда как оригиналы продолжают храниться в компании.

При проведении проверки в обязательном порядке должен присутствовать кто-то из представителей компании: ее руководитель, старший подразделения или иной сотрудник, имеющий необходимые полномочия. Проведение проверки в его отсутствие возможно только в случае, если осуществляется внеплановая проверка в связи с риском инфекции или распространения массового заболевания, не связанного с инфицированием патогенной микрофлорой.

В некоторых случаях для уточнения качества товара возможно проведение контрольной закупки. Кроме того, допустим забор проб и образцов сырья, полуфабрикатов и готовых блюд для уточнения их химического состава. Все подобные действия должны быть перечислены в распоряжении, их самовольное проведение проверяющей стороной не допускается.

Как готовиться к проверке Роспотребнадзора: чеклист для предпринимателей

Посещение вышестоящих и контролирующих инстанций пугает строгостью санкций и непредсказуемым сценарием. Поэтому для снижения риска обнаружения нарушений рекомендуется:
  • Провести тщательную генеральную уборку всех помещений и используемого оборудования с применением специальных химических составов, уничтожающих патогенную микрофлору. Допустимо использовать только разрешенные препараты, безопасные для здоровья посетителей и сотрудников, а также для окружающей среды.
  • Подготовить всю первичную и разрешительную документацию на продукты, готовые блюда и полуфабрикаты. Проверить наличие маркировки ЕГАИС, убрать те товары, по которым истекает срок годности.
  • Проверить полноту и правильность заполнения журналов.
  • Уточнить наличие маркировки на всех видах производственного оборудования и инвентаря.
  • Выстирать или привести в порядок униформу, предоставить сотрудникам необходимый набор моющих и дезинфицирующих составов.
  • Проверить наличие на рабочих местах инструкций для средств по уборке, стирке или мытью посуды.
  • Уточнить правильность соблюдения товарного соседства в местах хранения продуктов и блюд.
  • Проверить условия хранения продукции в холодильном оборудовании, уточнить его актуальные рабочие параметры и сверить их с требованиями нормативных актов. Одновременно убедиться в исправности измерительных приборов.

Как вести себя во время проверки: 10 принципов успешного прохождения проверки

Во время посещения инспекции Роспотребнадзора роль представителя проверяющей стороны не сводится лишь к пассивному наблюдению за происходящим. Его правильные действия помогут исключить злоупотребления со стороны контролирующих органов и искажение результатов проверки:
  • 1
    Снимите ксерокопии всех документов, которые затребовали сотрудники Роспотребнадзора перед документарной проверкой. Заверьте их печатью и подписью директора, после чего отправьте их в контролирующий орган. Сделать это следует в течение 10 дней с момента получения запроса, иначе в отношении вашего предприятия может быть инициирована выездная проверка.
  • 2
    Следите за сроками проведения мероприятия. Обычно проверку завершают в течение 10 дней. Иногда при наличии веских оснований этот период может быть увеличен. Для филиалов одной компании устанавливаются свои сроки, которые также не должны превышать 10 дней. Выездная проверка должна быть завершена в течение 50 часов для крупных компаний и 15 часов для микробизнеса.
  • 3
    Если вы не согласны с частотой проверок, их последовательностью, итогами или действиями сотрудников во время посещения, сделайте в акте соответствующую отметку.
  • 4
    При проведении выездной проверки сверьте данные прибывших на предприятие сотрудников Роспотребнадзора с аналогичной информацией в решении. Если планируется забор проб, вместе с инспекцией на предприятие должны приехать эксперты. Их данные также должны быть внесены в распоряжение на проведение проверочных мероприятий.
  • 5
    Во время проверки с сотрудниками Роспотребнадзора должны находиться представители компании.
  • 6
    Допускается участие в мероприятии штатного или приглашенного юриста предприятия, а также стороннего представителя – уполномоченного по делам защиты прав потребителей.
  • 7
    Не препятствуйте проведению проверки – за это в статье 19.4.1 КоАП РФ предусмотрены штрафы от 5 000 для должностных лиц до 10 000 - 50 000 рублей в зависимости от организационной формы компании.
  • 8
    Предоставьте проверяющим доступ к помещениям и территориям, проверка которых предписана в распоряжении.
  • 9
    Не оплачивайте проведение экспертиз или иные необходимые мероприятия. Все они должны проводиться за счет государства.
  • 10
    При подозрении на противоправные действия специалистов Роспотребнадзора снимайте их действия на камеру.

Чем может закончиться проверка

По итогам процедуры проверкисотрудники Роспотребнадзора могут:
  • Не обнаружить никаких нарушений. В этом случае в акте делается соответствующая отметка, и предприятие может работать дальше.
  • Обнаружить одно или несколько нарушений. В этом случае в акте будут перечислены выявленные недочеты, указаны сроки для их устранения, рекомендован перечень мероприятий. Кроме того, в документе будут прописаны порядок и сроки обжалования результатов проверки.
В числе возможных нарушений, которые встречаются даже у самых благополучных предприятий:
  • обработка сырой и готовой продукции на одном и том же столе;
  • неправильное хранение хлеба – размещение ржаных и пшеничных буханок вместе, отсутствие вентиляции для предотвращения развития плесени;
  • приготовление крупных партий продукции независимо от уровня спроса.
После истечения рекомендованного срока устранения нарушений проводится повторная проверка для контроля соблюдения выдвинутых требований. Если проблемы не будут решены, оформляется акт административного нарушения, и к виновным применяют штрафные санкции.

10 самых распространенных нарушений в ресторанах и кафе

Часто сотрудники Роспотребнадзора выявляют следующие нарушения:
  • Несоблюдение требований по организации потоков технологических процессов. Обычно это перемещение сырья и готовых блюд по одному коридору, вынос готовой продукции и грязной посуды в одну общую дверь, общий вход для посетителей и сотрудников, что может стать причиной распространения опасных инфекций.
  • Несоблюдение правил товарного соседства. Совместное хранение готовых блюд, сырья и полуфабрикатов исключено.
  • Хранение продукции и сырья в таре компании-поставщика. Она считается грязной, поэтому при оприходовании нужно удалить транспортировочную тару и положить продукцию в чистые емкости.
  • Некачественная обработка овощей и зелени, холодных блюд, яиц, что является причиной распространения сальмонеллеза.
  • Отсутствие признаков реализации системы ХАССП.
  • Несоблюдение сроков годности, реализация или приготовление блюд из просроченных продуктов.
  • Недостаточное количество моечных раковин для раздельного мытья кухонной и столовой посуды, а также рук сотрудников.
  • Отказ от ведения журналов учёта, заполнение которых обязательно для всех субъектов общепита.
  • Отказ от внедрения программы производственного контроля (ППК) и результатов лабораторных исследований.
  • Отсутствие обозначающей маркировки на инвентаре для уборки и разделки продуктов.
Все перечисленные нарушения могут иметь для компании серьезные последствия в виде штрафов и ограничения деятельности до момента устранения всех обнаруженных недочетов. А в случае последствий в виде распространения инфекции и заболеваний сотрудников и посетителей виновных могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Что делать, если вы не согласны с результатами проверки и как обжаловать решение

Подать жалобу с указанием нарушений во время проверки можно через сайт Госуслуг. К документу важно приложить подтверждение справедливости претензий: документы поставщиков, акты исследований, видеозаписи и т. д. Обращение должно быть зафиксировано в Роспотребнадзоре, где его изучат и в течение 20 дней предоставят ответ. Подобные обращения снижают вероятность наложения крупного штрафа или даже могут стать поводом для отмены санкций.

Некоторые предприниматели стремятся доказать невиновность в суде. Нередки случаи, когда действия сотрудников Роспотребнадзора признают неверными или чрезмерными, что освобождает проверенную компанию об ответственности. Единственное условие – обращаться в судебные органы можно только после подачи жалобы.

Заинтересованы в автоматизации работы заведения общепита?

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами как можно скорее и ответим на все вопросы по автоматизации работы