Управление качеством в заведении
Владельцы и менеджеры ресторанов хотят, чтобы гостям в их заведении было хорошо. Для этого, в частности, необходимо проводить систематическую работу над качеством — не только блюд и напитков, но и процессов заведения. Вместе с Павлом Шитовым, приглашённым преподавателем университета гостеприимства Swissam с 10+ годами опыта в управлении барами, разбираемся, как проверять и настраивать процессы, чтобы заведение работало лучше, а клиенты были довольнее.

Управление качеством: основы

Оценить качество того или иного блюда несложно: если оно сделано по ТТК, а на все использованные продукты есть справки, его можно назвать качественным. Другое дело — качество процессов, которое определить гораздо сложнее. Любой процесс (например, встреча гостей) может нравиться далеко не всем посетителям. Значит, необходимо выработать в заведении стандарты качества, которые помогут наладить процессы.
Стандарт — это документ, в котором описаны чёткие правила и требования к объекту стандартизации: например, к процессам. Обычно стандарт:
  • увеличивает стоимость организации на рынке,
  • повышает уровень безопасности сотрудников,
  • снижает влияние человеческого фактора.
В общепите на стандарты влияет много факторов. Основные заинтересованные лица:
  • государство (диктует требования к отчётности и работе с государственными сервисами);
  • клиент (задаёт негласные правила и нормы в ресторанном бизнеса);
  • руководитель (разрабатывает правила внутри заведения).
Таким образом, необходимо не только реализовывать свои потребности при создании стандартов, но и учитывать правила государства и пожелания гостей. Это поможет сделать стандарты максимально обоснованными и понятными, и следовать им будет проще.

Почему правилам следуют

Обычно у сотрудников есть два вида мотивации, которые строятся на следующих факторах:
Чтобы бизнес, в том числе ресторанный, работал стабильно, ищите людей с сильной внутренней мотивации. Именно они понимают, насколько важны правила, и умеют им следовать.

Почему правилами пренебрегают

Для несоблюдения правил и стандартов обычно есть две причины. В первом случае человеку не хватает внутренней дисциплины, во втором — дисциплинарная политика бизнеса недостаточно обоснованная или понятная. В зависимости от причины необходимо либо поработать над взаимоотношениями с сотрудником, либо пересмотреть процессы в организации.
У сотрудников могут быть десятки причин нарушить правила:
  • Нет информации об изменениях или нововведениях
  • Отсутствие внутренней культуры (никто обычно не выполняет правило, я как все)
  • Не знал, что делать и как правильно
  • Усталость, поблажка себе
  • Не принимал, не подписал правила («лично я никому ничего не обещал»)
  • Не видит ценности правила лично для себя или ни для кого
  • Настроение плохое, нерабочее
  • Не нравятся правила (сложно, неправильно, ограничивают свободу) и т. д.
Постарайтесь определить уровень дисциплины ещё на этапе найма сотрудника, а затем поддерживайте дисциплинированное поведение и задавайте его своим примером.

Инструменты для управления качеством

Создать единое инфополе и помочь сотрудникам соблюдать процессы не так сложно, как кажется: вам помогут чек-листы и таблицы. В них можно отследить мельчайшие детали и убедиться, что работники справляются с задачами.

Чек-листы открытия и закрытия смены

Благодаря этим чек-листам бармены и официанты перестанут держать в голове десятки мелких действий: всё будет чётко и последовательно описано. Создавайте чек-листы с учётом особенностей вашего заведения, например:

Матрица меню

В этой таблице необходимо описать позиции, которые продаются в вашем ресторане. Это поможет сотрудникам лучше понимать внутренние процессы и разбираться в ассортимент. Например, таблица с напитками может содержать следующую информацию:
  • категория,
  • группа,
  • название на русском,
  • название на английском,
  • литраж,
  • цена бутылки,
  • выход в миллилитрах,
  • себестоимость,
  • цена,
  • foodcost,
  • поставщик.

Станционные карты

Такие карты могут быть подробными, чтобы любой человек мог приготовить по ним блюдо, или более общими. Важно отразить основную информацию, которая поможет обучать новых барменов и официантом, а также послужит подсказкой действующим сотрудникам.
Пример станционной карты:

Бланк внешнего заказа

Эта таблица содержит информацию о том, сколько продуктов у вас есть и какое количество нужно заказать. В неё можно и нужно внести:
  • категорию (кофе и чай, пиво, безалкогольные напитки);
  • единицы изменения;
  • остаток на складе;
  • оборот за две недели (достаточный срок, чтобы отследить реальное среднее количество продаж);
  • отчёт (количество из предыдущее пункта, делённое на 2);
  • расчётный заказ (разница между отчётом и остатком на складе: сколько единиц продукта вам нужно?);
  • заказ (возможно, вы решите заказать больше или меньше единиц);
  • поставщика.

Спецификация посуды и инвентаря

Также будет полезно отдельно хранить информацию о посуде и инвентаре. Она поможет отслеживать, когда нужно что-то закупить, если посуда теряется или разбивается. В таблице может быть:
  • фото,
  • название по спецификации,
  • артикул,
  • поставщик,
  • количество,
  • цена,
  • сумма,
  • напиток.

Используйте эти документы в заведении, чтобы процессы и сотрудники работали как часы. А чтобы оптимизация была ещё более полной, подключите систему DocsInBox. С ней вы сможете автоматизировать работу с государственными системами и избежать ошибок и штрафов. Оставляйте заявку и подключайте бесперебойный электронный документооборот.