Рабочие способы повышения среднего чека и прибыли в кафе и ресторанах

Качество работы заведения общественного питания и интерес к нему со стороны покупателей показывает средний чек. Так называется сумма выручки, пересчитанная с учетом общего дохода и количества посетителей за день или другой период. И каждый владелец бизнеса рано или поздно задумывается: а можно ли увеличить этот показатель, не нанимая дополнительный персонал и не покупая новое дорогостоящее оборудование и технику? Советы экспертов о том, как обеспечить доп. продажи в ресторане, собраны в этой статье.

Начните с детального плана действий

Любая работа по оптимизации заведения общепита должна начинаться с последовательного плана. Он поможет избежать ненужных трат, укажет стратегию действий и позволит добиться цели в сжатые сроки.

Для увеличения среднего чека необходимо:
  • 1
    Узнать точные данные по уровню продаж на текущий момент.
  • 2
    Уточнить, как обстоит дело у конкурентов.
  • 3
    Продумать меры, направленные на увеличение продаж, пригласив к обсуждению персонал всех уровней.
  • 4
    Поставить цели на ближайший период и продумать план действий, чтобы начать продавать больше.
Важно: даже самые продуманные меры по увеличению среднего чека в компании не будут эффективными, если персонал работает слишком медленно, или качество блюд заметно проигрывает конкурентам. Поэтому начать оптимизацию и курс на повышение прибыли лучше с повышения квалификации сотрудников, автоматизации с помощью программы для общепита от Docsinbox и доработки меню с учетом спроса и пожеланий постоянных гостей. Скачайте бесплатное руководство по расчету себестоимости блюд, чтобы было всегда под рукой:

Средний чек у конкурентов

Если вы знаете, что в соседнем ресторане такого же уровня клиенты оставляют на 20-50% больше денег, нужно попытаться легальным путем выяснить причины такого расхождения. Это могут быть акции, более внимательное обслуживание, стремление персонала ненавязчиво предложить дегустацию новых блюд. Получить точную информацию можно разными способами:
  • Спросить у бариста или официанта, какие блюда или напитки заказывают чаще. Обычно персонал охотно отвечает на такие вопросы.
  • Понаблюдать за посетителями, посетив заведение конкурентов в разные дни и часы. Это позволит лично увидеть наиболее популярные предложения и внедрить их в практику своего заведения.
  • Посмотреть данные в 2ГИС или другие подобные сайты с рейтингами, где указан средний чек. Также нелишним будет почитать отзывы реальных клиентов.
Важно: если в вашем заведении чек заметно выше, чем у других, можете похвалить себя. Однако не стоит почивать на лаврах, а рекомендуется и далее наращивать обороты, используя новые средства для увеличения выручки.

Составление рабочей стратегии совместно с персоналом

Устройте совместное обсуждение с сотрудниками, что и как можно улучшить. Привлечение персонала имеет особое значение – оно показывает, что вы учитываете мнение других, а подчиненные почувствуют ваше внимание. Тем более что их можно заинтересовать повышением заработной платы пропорционально повышению суммы в среднем чеке.

Важно: постарайтесь найти полезное в каждом сказанном предложении. Возможно, именно оно станет решающим для достижения цели.

Разработка плана действий

Теперь, когда цели и сроки намечены, можно составить план действий для повышения среднего чека. Он позволит отслеживать выполнение мероприятий, корректировать свои действия с учетом результатов и внедрять новые предложения. Готовый план нужно донести до сотрудников.

Какие мероприятия дают ощутимый результат

Повысить средний чек можно разными способами. Следующая подборка позволит сориентироваться и выбрать решения, которые соответствуют концепции заведения.

Акции и выгодные предложения

Купил и получил больше, чем заплатил — такое предложение часто склоняет покупателя заказывать больше, чем планировалось первоначально. Так, к кофе можно предлагать вкусное печенье без доплаты, а к обеду – салат от заведения. Главное здесь – внимательно посчитать эффект, чтобы каждое предложение не только увеличивало чек, но и давало вашему заведению дополнительную прибыль. Кроме того, таким способом можно аккуратно продвигать товары, которые не пользуются особым спросом. Например, «неходовой» суп ко второму блюду – приятный бонус, который обязательно оценят. А если доработать его рецептуру, очень скоро внимание покупателей сместится на первое, и продажи повысятся.

Обратите внимание: отличный эффект дают кросс-акции. Так называются совместные мероприятия двух заведений разной направленности, которые стимулируют продажи друг друга, предлагая скидки и бонусы за покупки на определенную сумму. Можно заказать в кафе завтрак или обед на 1000 рублей и получить скидку в 200 рублей на посещение соседнего книжного магазина или бутика с фирменной бижутерией.

Реклама вне заведения

Для увеличения продаж и повышения среднего чека следует всерьез заняться рекламой. Используйте социальные сети, где можно быстро набрать сотни пользователей на свою страницу и потратить на это минимум денег. Фотографии новинок, информация о выгодных предложениях, акция «приведи друга и получи скидку» – все это эффективно работает и не требует крупных вложений.

Если кафе или ресторан претендуют на роль любимого заведения города, задействуйте в его продвижении местных читаемых блогеров, размещайте рекламу в СМИ, купите на месяц пару рекламных плоскостей в разных районах. Чем больше людей узнают о вашем предложении, тем больше посетителей заглянут на огонек.

Дополнительные продажи

Часто клиенты не знают, чем еще побаловать себя в вашем заведении. Помогите им – научите бариста или официантов предлагать чуть больше, чем заказано, но так, чтобы это было выгодно для посетителя. Например, небольшой чайник чая на 400-500 мл вместо чашки, а к нему печенье или выпечка – отличный вариант для ланча или позднего завтрака. Чуть более крепкий кофе для утра – еще прибыли. Можно поставить в зале холодильник или витрину с выпечкой – пирогами, булочками, печеньем, чтобы покупатель мог сразу выбрать что-то из мучного. Здесь же можно поставить соки и сладкую воду, которую гость охотно захватит с собой.

Важно: допродажи – особое искусство, которому важно обучить весь персонал. Эффект удастся достичь только в случае, если дополнительные продажи будут уместны и своевременны. Предлагать суп на завтрак или печенье к ужину бесполезно. Здесь нужно:
  • Составить перечень предложений для каждого блюда и времени суток.
  • Научить персонал задавать правильные вопросы, в которых будет звучать выгода для клиента. Например, «не хотите попробовать» часто вызывает отказ, а вот предложение «рады посоветовать свежее пирожное, которое подчеркнет вкус вашего флэт-уайт» вызовет хотя бы интерес, а от него один шаг до согласия.
Откажитесь от идеи додавливать клиента до покупки, действуя прямо и настойчиво. Так можно поставить человека с временно ограниченным бюджетом в неловкую ситуацию, и больше он к вам не придет.

Важно: немалую роль в доппродажах играет личный отзыв бариста или официанта, особенно если покупатель сомневается или с трудом соглашается на новое предложение. Более того, можно построить буквально откровенный разговор, когда сотрудник заведения сообщает, что в меню появились новые салаты и первые блюда. И отмечает, что то-то и то-то просто неплохое угощение, а вот эта позиция достойна внимания благодаря безупречному вкусу. Гости часто доверяют мнению стороннего человека и охотно соглашаются на дегустацию. А если в предложении не будет обмана, и блюдо оставит позитивное впечатление, спрос на него станет уверенно расти.

Дельный совет: сделайте продукты для доп. продаж ближе к покупателю. Про холодильник или витрину в зале мы уже упоминали. Усилить эффект и вызвать живой интерес получится, если снять с товара упаковку, чтобы покупатель мог рассмотреть его и соблазниться привлекательным видом.

Проведение дегустаций

Лучший способ привлечь внимание к своему заведению, увеличить аудиторию клиентов и поднять сумму в среднем чеке – провести дегустацию новых блюд. Для этого не обязательно назначать целое мероприятие – достаточно предложить попробовать новый вид выпечки или половину порции салата. Это не потребует от заведения огромных затрат, но даст ощутимый эффект, особенно если блюдо придется по вкусу.

Если в вашем ресторане или кафе покупается обед для ближайшего офиса, можно собрать в качестве угощения несколько разных блюд – недорогих и чуть дороже. Небольших порций достаточно, чтобы сотрудники сторонней организации оценили мастерство вашего повара и стали постоянными клиентами. А подогреть интерес можно комплексными предложениями – только для соседей обед из 3-4 блюд по цене ниже, чем покупка отдельно кофе или чая с выпечкой и салата.

Важно: не стоит предлагать блюда на дегустацию «просто так». Персонал может смело объяснить, что он будет рад видеть среди посетителей сотрудников соседнего офиса, банка или супермаркета. А рядовым посетителям можно предложить дегустацию как личное знакомство с новыми образцами выпечки, которую можно купить на вынос или для употребления в заведении. Это избавит от неловких ситуаций, когда клиенты будут при каждом посещении требовать бесплатного угощения, приняв его как обязательную часть обслуживания.

Дополнительный ассортимент товаров у кассы

Супермаркеты активно используют этот прием для увеличения продаж. Ничто не мешает оценить его эффективность и в кафе, баре или в ресторане. В числе товаров, которые можно смело предложить посетителям, называют:
  • влажные салфетки для рук;
  • зажигалки и сигареты;
  • жевательную резинку для ухода за полостью рта после еды;
  • питание и лакомства для домашних питомцев, если заведение позиционирует себя как дог-френдли;
  • смешные открытки для тех, кто забыл поздравить коллегу или родственника с днем рождения;
  • шоколадки;
  • соки и угощения для малышей, которые вышли на прогулку с родителями;
  • мягкие игрушки небольшого размера, которые станут отличным решением для самых маленьких посетителей и молодых людей, собравшихся на свидание.
Все это стоит недорого, но из подобных мелочей складываются десятки тысяч рублей дополнительной выручки.

Важно: с товарами для доп. продаж можно и нужно экспериментировать, чтобы нащупать наиболее перспективные решения. Учитывайте концепцию заведения, возраст и особенности аудитории, интересы персонала расположенных рядом предприятий.

Как заинтересовать персонал повышать средний чек

Нередко идеи руководства воспринимаются в штыки как лишняя нагрузка. В качестве мотивации в вопросах повышения продаж и среднего чека можно использовать следующие решения:
  • 1
    Премия для тех, кто повысил средний чек в свою смену и по своим столикам за намеченные сроки или раньше.
  • 2
    Приятные подарки для лучших, чьи чеки заметно больше, чем у более ленивых сотрудников.
  • 3
    Похвала при всем коллективе с размещением фото в корпоративной соцсети в разделе «Наши лучшие сотрудники».
Если персонал будет заинтересован в повышении сумм в чеках гостей, положительные результаты не заставят себя ждать.

Подводя итог

Существует немало способов поднять средний чек в заведении. Чем раньше вы начнете использовать их в своей работе, тем быстрее сможете улучшить показатели деятельности, расширить аудиторию гостей и обогнать конкурентов.

Заинтересованы в автоматизации ресторана?

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами как можно скорее и ответим на все вопросы по автоматизации