Используем куки, чтобы интернет был удобным. Наша политика здесь.
OK

Электронная транспортная накладная (ЭТрН)

как общепиту полностью перейти на цифровой документооборот
Пластмассовый мир почти победил — продолжаем переходить на ЭДО. Использование цифровых накладных не является обязательным, но мы рекомендуем уже начать адаптацию, тестировать работу и избавляться от ошибок. В статье разберем, что такое ЭТрН, как подписывать накладные онлайн и что потребуется для перехода.

Что такое ЭТрН и зачем она нужна

Транспортная накладная (ТН):
  • устанавливает договоренность об условиях перевозки;
  • обосновывает легальность перевозки товара;
  • фиксирует цену услуг перевозчика;
  • содержит информацию о перевозимом грузе;
  • служит подтверждением расходов для налогового учета.
Электронная транспортная накладная (ЭТрН) позволяет делать то же самое в цифровом формате. С 2020 года идет тестирование системы, чтобы полностью отказаться от накладных на бумаге.
В частности, работать с ЭТрН придется и общепиту. Использование ЭТрН пока опционально, но для участников оборота алкоголя 1 сентября 2025 года вступят в силу изменения в ст. 10.2 закона № 171-ФЗ. С этой даты начнется переходный период: ТТК на алкоголь можно будет оформлять в электронном формате, а с 1 марта 2027 года это требование станет обязательным (Федеральный закон от 29.05.2024 № 102-ФЗ).

Что должно быть в ЭТрН

Форма ЭТрН описана в приказе ФНС № ЕД-7-26/1065@ от 09.12.2021. Там содержится то же, что и в напечатанной накладной:
  • место и время погрузки/разгрузки;
  • транспортное средство;
  • особые условия перевозки;
  • штрафы за задержку доставки.

Как обмениваться ЭТрН

Обмен ЭТрН происходит через аккредитованного провайдера по схеме:
  1. Грузоотправитель создает ЭТрН, заполняет данные и подписывает документ квалифицированной электронной подписью (КЭП).
  2. Документ загружается в ГИС ЭПД (государственную систему электронных перевозочных документов).
  3. Перевозчик получает накладную, водитель подписывает ее ПЭП через мобильное приложение.
  4. Приемщик в ресторане проверяет товар и подписывает соответствующий раздел КЭП.
  5. Перевозчик завершает процесс, подписывая финальный раздел.
Готовые ЭТрН хранятся в ГИС ЭПД. Их можно скачать, информация из них по запросу поступает в МВД, ФНС и Роспотребнадзор.

Как ресторану перейти на ЭТрН

Сотрудникам ресторана, ответственным за приемку, потребуется КЭП. КЭП выдается как физлицам, а затем руководитель выдает машиночитаемую доверенность (МЧД).
Также нужно будет выбрать оператора ГИС ЭПД и подключиться, чтобы иметь возможность работать с документами онлайн.
Накладные необходимы для работы с маркировкой. Скачайте полный гайд по работе с «Честным знаком», чтобы разобраться, как делать это правильно.
~
Рекомендуем учиться работе с ЭТрН сейчас, чтобы в будущем с этим не возникало сложностей. Поверьте: когда вы перестанете пытаться разобрать буквы на замызганных бумажках, вам станет легче.