Как маркировка табака может затронуть рестораны

В данной статье мы не будем обсуждать, можно или нельзя продавать табачную продукцию при оказании услуг общественного питания. Пусть на этот вопрос каждый отвечает самостоятельно. Но общепит — это не только рестораны и бары, а табачная продукция — это не только сигареты и папиросы.


Есть магазины разливного пива с функцией бара, где вам вполне могут продать сигареты. Есть кальянные смеси, содержащие табак, которые можно заказать даже в самых законопослушных ресторанах.


Есть пресловутые «табачные наборы» и «сигареты в подарок», которые до сих пор можно встретить во множестве заведений. Одним словом – мир многообразен и сложен. И табачный ЕГАИС делает его еще сложнее. В этой статье мы постараемся немного разобрать этот самый табачный ЕГАИС и понять, как маркировка табака затронет бизнес общественного питания.
С 1 марта 2019 года в нашей стране начинается процесс внедрения маркировки табачной продукции средствами идентификации — специальными уникальными кодами, которые будут в виде двумерного штрихкода DataMatrix наноситься на каждый экземпляр пачки сигарет. Делается это для того, чтобы можно было отследить её на каждом этапе прохождения от производителя или импортёра до потребителя. Задачи понятны: убрать контрафакт, повысить собираемость налогов и контроль за отраслью. Примерно всё так же, как в ЕГАИС с алкоголем, только вместо бутылок — пачки сигарет.
Согласно проекту Постановления Правительства РФ 01/01/12-18/00087309 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», опубликованному 27.12.2018, участники оборота табачной продукции, осуществляющие розничную продажу, с 1 июля 2019 года обязаны вносить в информационную систему мониторинга сведения о такой продаже. Делается это практически в автоматическом режиме. При регистрации кассового чека продавец сканирует код маркировки с пачки (как акцизную марку с бутылки), он записывается в чек, который касса отправляет в ОФД. ОФД в свою очередь передаёт этот код в систему маркировки. Чтобы такая схема заработала, необходимо обновить кассу и кассовую программу для работы с новым реквизитом «Код товара» (тег 1162). Кроме того, для сканирования кода маркировки табака потребуется 2D-сканер штриховых кодов, подключённый к кассе.
Передать информацию о продаже маркированного табака можно не только через кассу и ОФД, но и через другие программы, которые подключаются к системе маркировки по API, как это делает наш DocsInBox с «Меркурием».
Какая табачная продукция подлежит маркировке
Маркировка на первом этапе затронет только сигареты и папиросы (ТНВЭД 2402 20, ОКПД2 12.00.11.130, 12.00.11.14). С 1 июля 2020 года на территории Российской Федерации запрещается оборот такой продукции, не маркированной средствами идентификации.
С 1 июля 2021 года такой запрет затронул прочие виды табачной продукции (табак, кальянные смеси, сигары, сигариллы и т. д.). Вот именно этот этап затронул все кальянные, сигарные и прочие клубы по «нездоровым интересам».
Электронный документооборот табачной продукции
Как известно, список кодов маркировки будет записываться в УПД (универсальный передаточный документ), сопровождающий табачную продукцию. Оператора электронного документооборота по факту подписания УПД будет передавать в систему маркировки информацию о переходе права собственности на маркированную продукцию. Но с 1 июля 2019 года у розничных продавцов возникает только одна обязанность: регистрировать продажи маркированного табака в ИС МОТП (через кассу или напрямую). С 1 июля 2020 года необходимо отражать все остальные движения табака: его получение от поставщика, списание, оприходование, возвраты.
«Табачные наборы» вне закона?
С внедрением маркировки так называемые «табачные наборы» (сигареты + зажигалка), которые многие рестораны продавали, чтобы обойти ограничение на максимальную розничную цену табака, стали окончательно незаконными. По новым требованиям с 1 июля 2019 года продажу маркированной пачки сигарет всё равно необходимо отразить в системе по её коду. При этом необходимо указать цену продажи, что сделает невозможным её завышение, как это делалось в наборе. Это же касается и акций вида «сигареты в подарок при покупке зажигалки». К этому нужно быть готовыми.

У табака и общепита сложная история взаимоотношений. Табачный ЕГАИС может сделать её ещё сложнее. Но мы точно не бросим вас и будем разбираться с этим маркировочным монстром вместе.
У нас еще много статей