Что понимать под определением «помарочный учет», «поштучная продукция», «ЕГАИС 3.0»?
Это проще всего представить на простом примере. Завод выпускает партию алкогольной продукции. Партия – это много. Это может быть фура алкоголя или весь объем выпуска линии разлива за сутки. На такую партию производитель заранее заказывает в ЕГАИС диапазон акцизных марок. Понятно, что в таком диапазоне могут быть сотни или даже тысячи марок. Вот именно такими диапазонами марок раньше и оперировал ЕГАИС. Система не знала, где именно находится каждая акцизная марка из партии. Она знала только сколько марок из этого диапазона числится за вами. Это все называлось «партионный учет» или ЕГАИС 2.0.
При таком учете марок было очень сложно разбираться с нарушениями, ведь фактически учет был количественным – если кто-то продавал больше марок из диапазона, чем ему было отгружено, значит он нарушитель. Пока он не продал больше – законопослушный продавец. Если где-то при продаже всплывали дубли марок из одной партии, то было очень сложно понять, кто из двух продавцов «честный», а кто «злодей», потому что ЕГАИС не знает, кому какие марки были отгружены изначально. Любой беспорядок приводит к возможностям махинаций, а значит завод или импортер может плодить дубли, выпуская алкогольную продукцию и не оплачивая за нее акцизы.
С такими ситуациями и должен будет бороться ЕГАИС 3.0, работающий с помарочным, а не с партионным учетом акцизных марок. В таком режиме работы ЕГАИС знает место и владельца каждой акцизной марки в каждый момент времени. Как только где-то «всплывает» продажа марки, которой нет на остатках, то это сразу становится признаком нарушения – вы продали что-то не то, а где вы это взяли?
Что будет если у вас «всплывет» чужая акцизная марка
Что же плохого в таком учете, что изменится для ресторанов? Все дело в том, что такой точный учет не прощает никаких ошибок. Если вы передаете в ЕГАИС информацию о продаже акцизной марки, которая не числится на ваших остатках, то подобная продажа будет взята под контроль службой РАР для адресного разбирательства с продавцом, и дальнейшая корректировка остатков в ЕГАИС будет происходить под контролем лицензирующего органа.
В чем будет заключаться такой контроль? Все акцизные марки из этой партии будут заблокированы к продаже через ЕГАИС до того времени, пока вы не устраните причину возникновения у вас чужой марки. Это можно сделать через механизм пересортицы – вы находите ту акцизную марку из этой самой партии, которая у вас числится на остатках, но ее нет в наличии, отвязываете ее от продукции и привязываете к той, которая оказалась в излишках. Честно говоря, это даже описывать сложно, а сделать на практике еще сложнее. Чтобы найти ту марку, которой у вас нет, вам нужно выгрузить остаток из ЕГАИС по акцизным маркам этой партии и «вычеркнуть» из этого списка то, что есть у вас в наличии отсканировав все остатки этого алкоголя. Если вам повезло, то марка из пересортицы останется одна из «невычеркнутых» и вы сделаете по ней пересортицу.
Но все это работает только в идеальном мире, в котором вы нашли все бутылки из этой партии. И в этом мире поставщик ошибся только на одну неправильную марку, а все остальные у вас в точности соответствует остаткам. И еще на весь этот «разбор полетов» ФСРАР дает вам 30 дней, во время которого продавать алкоголь из «подозрительной» партии будет нельзя. Если не успели, то вам «помогут» разобраться в контрольном управлении ФСРАР, которое после этого срока будет обязано приехать к вам с проверкой.
Вот поэтому мы всем своим клиентам очень советуем тщательно проверять все новые акцизные марки и ни в коем случае не доводить ситуацию до продажи чужой марки в вашем ресторане.