Как открыть свой бар

Первые шаги начинающего ресторатора
Ресторанный бизнес — привлекательная и романтическая сфера. Вероятно, если вы это читаете, вы тоже с этим согласны — и планируете открыть свой бар. В этой статье мы собрали главные шаги, которые помогут вам выстроить чёткий план по открытию своего заведения.

1. Создание концепции

Определение идеи
Естественно, эта идея должна отражать вашу философию и идти от сердца — потому что иначе зачем это всё… Но помимо этого, она должна цеплять аудиторию, быть уникальной и вовлекающей, поэтому важно сделать что-то особенное. Особенно когда рынок перенасыщен.
Ключевые детали концепции:
  • Идея. Определитесь с главной темой бара. Вы хотите открыть спортивный бар, где гости будут громко кричать, радуясь забитым голам? Или, может быть, коктейльный лаунж, где будет буквально пахнуть богатством?
  • Нейминг. Название должно не только отражать вашу идею, но и запоминаться. А ещё его должно быть легко читать и произносить. Это особенно важно для названий на латинице.
  • Интерьер. Визуальная составляющая помещения должна полностью погружать гостей в идею бара. Сюда можно включить также музыкальное сопровождение и развлечение: например, кинопроектор или игры.
Больше про создание цепляющей ресторанной концепции вы можете узнать в этой статье.
Брендинг
Яркий бренд — один из крутых способов привлечь и удержать гостей. К брендингу относятся:
  • название,
  • лого,
  • фирменные цвета,
  • униформа,
  • стиль общения с гостями и т. д.
Всё это будет использовано в меню, интерьере, соцсетях, рекламе и других ресурсах — везде, где возможно. Благодаря этому у гостей будут возникать стойкие ассоциации между визуалом и вашим баром.

2. Подбор локации

Изучение рынка
Пора подобрать хорошую локацию. Для этого можно в первую очередь изучить карты, но ещё лучше — походить пешком по разным районам города. Это поможет выделить места с хорошей проходимостью и доступностью. Нужно учесть:
  • количество конкурентов и типы заведений;
  • пешеходный и автомобильный трафик;
  • наличие ЦА: кто станет вашими клиентами в этом районе.
Выбор помещения
Искать помещение можно на разных агрегаторах: например, на «Авито» или «Циане». В ходе поиска изучите требования СанПиНа, Роспотребнадзора и пожарной инспекции, чтобы убедиться, что помещение им соответствует.
Также учитывайте:
  • Площадь помещения. Вам, скорее всего, хватит помещения до 200 квадратных метров. Однако нужно отталкиваться от потенциальной загрузки и информации о конкурентах.
  • Цену. Оцените, выгодно ли будет снять дорогое помещение в месте с высокой проходимостью — или лучше арендовать что-то более дешёвое, при этом пожертвовав количеством гостей.
  • Инфраструктуру. Желательно, чтобы были все необходимые коммуникации: вода, электричество, вентиляция. Также нужен лёгкий транспортный и пешеходный доступ к бару, чтобы и гостям было проще к вам зайти, и экстренные ситуации можно было решить быстрее.

3. Строительство

Для ремонта, естественно, нужно выбрать надежных подрядчиков с хорошими отзывами. Они будут работать над следующими этапами:
  • Подключение электрики и сантехники.
  • Ремонт и отделка.
  • Установка мебели и оборудования.
Пообщайтесь с другими владельцами баров, которые в процессе строительства уже нашли хороших подрядчиков — или, наоборот, подскажут вам, с кем точно не нужно работать.
В этом руководстве мы подробно рассказываем про эргономику барного пространства. Работа над ней поможет сделать жизнь вашего бармена максимально комфортной.
Конечно, необходимо регулярно проверять качество работы, включать электроприборы, трогать стены и т. д. Чтобы точно не было сюрпризов и всё было выполнено качественно и в срок.

4. Работа над меню

Очень часто гости принимают решение о посещении заведения после прочтения меню в интернете, поэтому его нужно проработать до мелочей. Не забудьте сделать его разнообразным и интересным, а не только вкусным. Важные аспекты:
  • Ассортимент напитков. Они должны соответствовать вашей концепции, но при этом быть достаточно разнообразными, чтобы удовлетворить вкусы разных групп аудитории.
  • Еда. Продумайте, какие блюда будут сочетаться и с напитками, и с общей концепцией заведения. Не забывайте про доступность и сезонность продуктов: возможно, в первое время лучше готовить что-то попроще, это тоже может быть очень вкусно.
  • Качество. Помните, что гости почувствуют, если вы будете экономить на качестве. Выбирайте свежие и качественные продукты.
При установке цен опирайтесь на себестоимость, конкурентоспособность и возможности ЦА. Постарайтесь достичь баланса между доступностью и рентабельностью.
В статье про инжиниринг меню пишем про то, как правильно составлять меню, чтобы оно было гармоничным, привлекательным и помогало больше зарабатывать.

5. Продвижение

При такой большой и мощной конкуренции, как сейчас, без маркетинга никуда. Поэтому желательно, чтобы ваше присутствие в жизни гостей было постоянным, ярким и цепляющим. На первых порах вам могут понадобиться следующие инструменты:
  • Соцсети. Публикуйте интересный, трендовый контент регулярно. Красиво фотографируйте и снимайте еду. Мотивируйте гостей отмечать вас на фото. Снимайте короткие видео, чтобы чаще мелькать в ленте.
  • Сайт. Разместите информацию о вашей идее и философии, а также меню, информацию об акциях и мероприятиях и возможность забронировать столик. Изучение сайта поможет гостю быстрее принять решение о посещении именно вашего заведения.
  • Реклама. Если есть возможность, внедряйте платные рекламные кампании в интернете и офлайн-рекламу, чтобы привлекать новых гостей.
  • Программы лояльности. Внедрите бонусные карты, предлагайте скидки и специальные предложения для постоянных клиентов.
В нашем руководстве по маркетингу описываем, какие рекламные каналы лучше всего работают в общепите и как ими пользоваться.

6. Управление персоналом

Найм
Определите, какие ваши основные требования от коллектива: высокая квалификация, коммуникативные навыки или, например, ответственный подход к работе. При общении обязательно опирайтесь не только на опыт и мотивацию, но и на то, понимает ли человек концепцию заведения и сможет ли в неё списаться.
Мотивация и удержание
Помимо хорошей зарплаты и бонусов, продумайте систему должностей, которая позволит сотрудникам расти. И обязательно следите за условиями труда, чтобы работать было комфортно. Вот ещё несколько идей, как замотивировать сотрудников бара:
  • Красивая униформа
  • Обед или ужин в заведении за счёт работодателя
  • Фидбек и помощь от руководителя
  • Звание «сотрудник недели/месяца/года»
  • Праздники и поздравления с днём рождения
  • Право первостепенного выбора выходных
  • Повышение квалификации, обучения
Не забывайте, что важно не только обращать внимание на ошибки и устранять их, но и поощрять хорошую работу. Так вы замотивируете сотрудников работать лучше и достигать результата, в итоге и они будут расти, и показатели заведения улучшаться.

Всё готово к открытию вашего классного бара! Организуйте торжественное открытие, пригласите блогеров и приготовьте промоакции, чтобы сразу заявить о себе в локальном инфополе. Обязательно получайте удовольствие от внутренних процессов, но не забывайте хорошенько за ними следить. Удачи!