Маркировка воды для общепита

Период 2021-2022 гг. стал переходным для предприятий общепита, реализующих упакованную минеральную и питьевую воду. Новые законодательные требования предусматривают ее обязательную маркировку, без которой невозможна реализация товаров данной категории. Однако нанесению маркировочных данных подлежит не вся продукция. Подробнее о том, как осуществляется маркировка воды для общепита, и как провести продажу через систему «Честный ЗНАК», – в этой статье.

Суть маркировки воды

Введение маркировки воды закреплено на высшем законодательном уровне – об этом прямо говорит Постановление Правительства № 841 от 31 мая 2021 года. В зависимости от типа упакованного продукта установлены особые сроки нанесения кода, в котором зашифрована подробная информация о товаре. С его помощью система «Честный ЗНАК» может легко определить производителя, дату розлива, место производства, особенности транспортировки товара и другие важные сведения. Все они помогают исключить отпуск покупателям низкосортной продукции, а также наладить строгий учет реализации и не допустить уклонения от налогообложения путем сторонней закупки и продажи товара. Тем более что в настоящее время установлена отчетность за прием и реализацию товаров, подлежащих маркировке.

Этапы введения маркировки воды

Преобразования учета и реализации минеральной и питьевой воды для предприятий общественного питания вводились поэтапно, что помогло предприятиям заблаговременно подготовиться к работе с маркированной продукцией.

  • с 1.12.2021 года введена маркировка упакованной минеральной воды;
  • с 1.03.2022 года в обязанности поставщиков и импортеров стала входить маркировка упакованной питьевой воды за исключением позиций, которые не попадают под законодательное определение о нанесении кода;
  • с 1.11.2022 года введена обязательная регистрация в системе ЭДО. С ее помощью поставщики поставляют на предприятия общепита товары вместе с электронным универсальным передаточным документом (УПД). Основные реквизиты такой электронной накладной – коды маркировки воды для общепита и объем партии. Эта информация подлежит передаче в систему «Честный ЗНАК», что избавляет от необходимости регистрировать каждую единицу товара.
  • с 1.03.2023 года для розницы введена обязательная отчетность о продаже маркированной питьевой воды;
  • с 1.12.2023 отели, гостиницы и предприятия общественного питания также обязаны отчитываться о продажах и списании воды;
  • с 1.03.2025 все без исключения производители, импортеры, продавцы и индивидуальные предприниматели должны отправлять в «Честный ЗНАК» сведения о каждой единице выпущенного, принятого и проданного товара. Таким образом, к 2025 году в электронную отчетность будет вноситься маркировка каждой товарной единицы. А если на ней отсутствует код, получатель обязан отказаться от приемки и вернуть товар поставщику.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке

Согласно законодательным требованиям, маркировочный код наносится на упаковки минеральной и питьевой воды без добавок сахара, ароматизаторов, сторонних примесей. Требование актуально для газированной воды.

В перечень товаров, не требующих обязательной маркировки, внесены:
  • товары для дипломатических представительств;
  • продукты для магазинов беспошлинной торговли;
  • товары на таможенной территории;
  • талая вода из льда и снега;
  • товар, который хранится на складе производителя;
  • продукция, переданная для лабораторных исследований;
  • товары, приобретенные физическими лицами для личного пользования.
Важно: Законодательные акты, действующие в настоящее время, могут быть пересмотрены. Поэтому руководителям и собственникам предприятий общественного питания необходимо отслеживать изменения и обновление перечня требований к содержанию и нанесению маркировки. Это позволит своевременно перестроить работу заведения. Избежать нареканий и штрафов за несоблюдение недавно введенных требований, а также своевременно отчитываться по реализации товаров, исключая несовпадение учетных данных и фактических остатков.

Как осуществляется регистрация, прием и реализации маркированной воды в общепите

Код маркировки воды для общепита должен наноситься на каждую товарную единицу. Маркировочный код состоит из уникальных обозначений, который считывается системой и позволяет получить всю необходимую информацию о происхождении, особенностях и свойствах продукции. Кодирование осуществляется с использованием буквенных и числовых обозначений, которые формируют в 2D-штриховой код DataMatrix. 14 символов составляет сам код, после чего помещены символы проверочного кода системного оператора и индивидуальный серийный номер позиции, который предоставляет производитель продукции или системный оператор. Стоимость генерации уникального кода для каждого товара составляет 50 копеек без НДС.

Для определения маркировочных кодов минеральной и питьевой воды используются два классификатора – товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕС и общероссийский классификатор продукции. Первый используется для товаров, которые отправляются на экспорт, второй предназначен для идентификации товаров на внутреннем рынке.

Особенности маркировочных кодов

С 01 декабря 2023 года предприятия общественного питания обязаны передавать сведения о движении товаров в учетную систему «Честный ЗНАК». Чтобы исключить недоразумения и сбои при отправке данных, а также успеть своевременно перейти на новый формат работы, рекомендуется действовать в такой последовательности:

  • получите в налоговой службе и зарегистрируйте электронную подпись, которая используется для удостоверения документов при отправке в учетную систему;
  • заключите договор с оператором фискальных данных (перечень зарегистрированных операторов есть на сайте ФНС), после чего проверьте наличие доступа для работы с системой маркировки;
  • зарегистрируйтесь на платформе «Честный ЗНАК» для отправки данных об обороте маркированной продукции;
  • подключитесь и используйте для обмена документами с поставщиками систему электронного документооборота;
  • проверьте совместимость выбранной систем ЭДО с платформой «Честный ЗНАК»;
  • приобретите 2D сканер, чтобы считывать код и автоматически отправлять данные в систему при приемке и реализации товара;
  • при необходимости приобретите комплект кассового оборудования, которое может работать с маркированными товарами и отправлять данные о продаже в учетную базу.
Нужна помощь?
Оставьте заявку, и мы ответим на все вопросы про работу в системе «Честный знак»

Схема приемки товаров

После введения обязательной маркировки воды для общепита порядок приемки и реализации товаров данной категории осуществляется в такой последовательности:

  1. Приемка и оприходование товара осуществляются только при наличии электронной накладной на всю партию. По данным документа сверяют количество товара и наличие на них кодов маркировки.
  2. В личном кабинете ЭДО принимающая сторона подписывает накладную, после чего она автоматически отправляется в систему и будет отражена как поступление товара.
  3. Сразу после получения товар отправляется на продажу, а сотрудники предприятия получают инструкции о правильном проведении продажи через кассовое оборудование.
  4. Если вода продается на розлив в потребительской таре в составе заказа, ее списывают по правилам объемно-сортового учета. Т.е. каждая продажа небольшого объема на розлив не фиксируется.
  5. В случае возврата товара его код вновь сканируется, после чего товар возвращается в оборот или списывается.
  6. Самостоятельное наклеивание кода маркировки на предприятии общепита возможно только после согласования с системой «Честный ЗНАК». В случае повреждения или утраты старого кода выдается новый.
Важно: С 2025 года будет введено в действие требование вносить в электронные документы коды с каждого товара. Кроме того, маркировку нужно будет проверять двухмерным сканером и сверять с данными накладной. При отсутствии кода или его несоответствии товар возвращается поставщику.

Как осуществляется списание воды

Товар, пришедший в негодность или запрещенный к реализации по истечении срока годности, подлежит списанию. Оформить операцию через систему «Честный ЗНАК» можно с помощью соответствующего акта:

  • Определяют причину списания товара. Если истек срок его годности, в документе на списание делают отметку «Уничтожение», если списание осуществляется из-за порчи или потери, в качестве причины списания указываются «утрата» или «повреждение».
  • В зависимости от причины списания оформляется соответствующий акт. В нем перечисляются все товары с указанием кода маркировки.
  • Составленный документ переносят в систему «Честный ЗНАК» в окно «Вывод товара из оборота».
После подтверждения списания в системе товар и его код списываются. Акт списания распечатывается и хранится в учетных документах.

Ответственность за несоблюдение правил маркировки воды в общепите

Несоблюдение требований законодательства по нанесению маркировочных данных и отправке сведений о движении товаров в систему «Честный ЗНАК» влечет за собой применение финансовых санкций. Кроме того, КоАП РФ 15.12. предусматривает изъятие партии товара, если на нем отсутствует маркировка согласно установленным требованиям. А в случае, если суммарная стоимость товаров на складе и в зале превышает 400 000 рублей, виновному грозит уголовная ответственность согласно статье 171.1 Уголовного кодекса. Это требование распространяется как на предприятия общепита, так и на производителей и поставщиков, реализующих продукцию оптом.

Также финансовых взыскания применяются за:

  • изготовление, приобретение, реализацию товаров без маркировки – штраф от 5 до 300 тысяч рублей (сумма устанавливается с учетом объема партии без маркировки и организационно-правового статуса субъекта бизнеса);
  • подделку маркировочных обозначений – штраф до 300 тысяч рублей;
  • отсутствие регистрации в системе «Честный ЗНАК» - взыскание от 1 до 100 тысяч рублей (градация в зависимости от организационно-правового статуса субъекта бизнеса;)
  • осуществление продаж без отправки данных в учетную систему – штраф от 1 до 100 тысяч рублей.
Важно: Меры взыскания применяются при обнаружении нарушений, касающихся различных видов маркированной продукции – не только минеральной и питьевой воды, но и молочных товаров, алкоголя, табачных изделий и т.д. Детальный перечень возможных нарушений и взыскания для нарушителей изложены в соответствующих разделах законодательства о маркировке.

Сервис DocsInBox: автоматизация учета маркированных товаров

Работа с маркированной продукцией и отчетность для системы «Честный ЗНАК» будет проще с сервисом DocsInBox. Он разработан с учетом актуальных изменений законодательства и помогает автоматизировать сразу несколько сложных операций:

  • Регистрация в системе ЭДО и «Честном знаке», настройка личного кабинета;
  • прием и списание маркированной продукции через мобильное или web-приложение;
  • Автоматическая постановка маркированной продукции на баланс в «Честном знаке» через DocsInBox в момент фактической приемки товара;
  • Автоматическое списание товаров, которые идут в приготовление блюд.
Использование сервиса DocsInBox для автоматизации маркировки в Честном ЗНАКе позволяет наладить строгий контроль оборота товаров на торговой точке:

  • остатки по складу и по торговому залу отображаются в режиме реального времени;
  • все учетные данные хранятся в единой базе;
  • осуществляется оперативная загрузка обновлений для ведения учета по новым законодательным требованиям;
  • в процессе приемки автоматически составляются и отправляются поставщикам акты расхождения;
  • учет движения товаров ведется согласно требованиям нормативных документов.

Оптимизируя работу персонала торговой точки и сотрудников бухгалтерии, сервис DocsInBox помогает избежать крупных штрафных санкций и особого внимания со стороны контролирующих органов.

Задать интересующие вопросы по использованию DocsInBox и записаться на демонстрацию сервиса можно, заполнив форму ниже.
В настоящее время все производители и продавцы товаров алкогольной и слабоалкогольной группы обязаны подключиться к Единой автоматизированной системе и отправлять в нее сведения об изготовлении и реализации продукции. Это достигается за счет маркировки каждой единицы товара специальным чипом и наличия в точках продаж ККТ с программным обеспечением для считывания и передачи информации.

Маркировка для ресторанов под ключ от DocsInBox — это:

Настройка несгораемого резерва для реализации продукции «под кассу»
Гибкое управление остатками маркированных позиций в DocsInBox
Автоматическое списание маркированной продукции с баланса «Честного знака»

Полная поддержка DocsInBox по работе с «Честным знаком»:

Расскажем как правильно принимать маркированную продукцию от вашего поставщика и не попасть на штрафы
Ответим на любой ваш вопрос по работе с маркировкой и поможем решить любую проблему с «Честным знаком»
Зарегистрируем вас в «Честном знаке» и настроим кабинет компании
Настроим работу на платформе DocsInBox и научим работать с маркированной продукцией, не заходя в «Честный знак»
Записаться
на консультацию
Наш менеджер свяжется с вами и ответит на все интересующие вопросы про возможности сервиса DocsInBox.Маркировка

Присоединяйся к DocsInBox!

С нами уже работает более 9500 клиентов

Региональные и федеральные сетевые компании

Семейное кафе Андерсон подключилось к Docsinbox
Ресторан Black Star Burger подключился к Docsinbox
Ресторан Тануки подключился к Docsinbox
Сеть бургерных Farsh подключилась к Docsinbox

С нами работает более 4000 поставщиков

Другие продукты DocsInBox

ЭДО
Моментально получайте накладные от поставщиков сразу в учётную систему вашего ресторана.
Подробнее про ЭДО
Подробнее про ЭДО
Меркурий
Упростим регистрацию в Меркурии,
Поможем работать без штрафов, Автоматизируем процессы и сэкономим время.
Подробнее про Меркурий
Подробнее про Меркурий