Что нового в маркировке: планы на 2024
Чем дальше, тем больше продуктов подвергается обязательной маркировке и тем больше правил работы с ними появляется. Эти нововведения затрагивают и рестораторов, и владельцев баров, и ритейлеров, поэтому нужно заранее знать, к чему готовиться, чтобы избежать штрафов. Рассказываем о разных сферах, которые в 2024 году ждут изменения в маркировке.
Детализация информация о бутилированной воде
Сейчас маркировка бутилированной воды отражает данные о сроке годности, рекомендуемой цене и т. д. В 2024 году информация станет ещё более детальной: в декларацию качества питьевой воды нужно будет писать о скважине, из которой получена вода, её точном местонахождении и даже потенциальной ёмкости.

Но это не всё: в будущем придётся предоставлять ещё более полную информацию о воде. Например, если вода лечебная, на упаковке нужно будет указывать информацию о бальнеологической экспертизе воды. Это исследование, которое помогает узнать о лечебно-профилактических свойствах и составе воды. Так можно лучше определить, для кого эта вода будет полезна.

Новые правила маркировки икры
Эксперимент по маркировке красной и чёрной икры начался еще в апреле 2023 года. За это время было промаркировано почти полторы тысячи банок. С 1 апреля 2024 года маркировка икры станет обязательной для всех производителей: нужно будет регистрироваться в «Честном знаке» и продавать икру с кодом маркировки на банке.

Поскольку многие производители икры — это малый и средний бизнес, им будет доступна компенсация 50% расходов на покупку типового комплекта оборудования для маркировки. Это поможет поддержать производителей и в то же время уберечь потребителей от некачественной или нелегальной продукции.

Кроме марки, на банках нужно указывать вид икры, место производства и название аквакультурного хозяйства.



Молочная продукция
Важная дата для фермеров — 1 сентября 2024 года. Крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы должны будут отчитываться о продажах молочной продукции (молока, кефира, сыра, йогурта и т. д.) в «Честном знаке».

Чтобы подключиться к «Честному знаку» для продажи молочки (и воды, кстати, тоже), нужно:
  1. Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), если у вас её ещё нет. Её отличие от электронной цифровой подписи (ЭЦП) в том, что она создаётся с помощью именно квалифицированного сертификата.
  2. Зарегистрироваться в «Честном знаке» с помощью ЭЦП и заполнить данные в личном кабинете.
  3. Заключить договоры с операторами ЭДО и ЦРПТ. Это нужно для того, чтобы вы могли обмениваться с поставщиком документами онлайн и передавать данные о маркированной продукции.

Смена фокуса
Последние годы исследователи качества пищевой продукции, как и потребители, сфокусированы на молочной продукции. Однако правительство каждый год утверждает около 50 категорий товаров из разной категории для проверки. Например, в 2023 году Роскачество исследовало 22 торговые марки шпротов в масле и выяснило, что 25% производителей подменяют балтийскую кильку более дешёвой рыбой: салакой и тюлькой.

В очереди на проверку качества — рыбные консервы, сметана и пельмени. Эта смена фокуса на другие группы продуктов позволит охватить больше товаров и проконтролировать их качество. И, конечно, с годами маркированных продуктов будет становиться всё больше — это возможность избежать фальсификации и проследить за качеством еды.


Эксперименты по маркировке разных товаров и нововведения продолжаются: например, в 2024 году будут маркировать учебники, компьютерные томографы и велосипеды. Ещё, например, есть проект по маркировке вредной еды: картошки фри, бекона, гамбургеров и т. д. Все эти меры призваны улучшить качество товаров и обезопасить потребителей. Держим руку на пульсе, следите за обновлениями вместе с нами, и удачной вам маркировки!