Переходите в наш telegram-бот, чтобы выиграть классный и гарантированый подарок ❤️
Крутить колесо
Автоматизация рабочих процессов кафе и ресторана
Работа современного ресторана охватывает одновременно несколько объемных процессов – от аренды или приобретения оборудования до работы кухни и обслуживания посетителей. Контролировать все перечисленные процессы в уме невозможно — риск ошибок и штрафов возрастает в разы, тем более что законодательство постепенно ужесточается, и объекты общепита находятся под особым вниманием. Поэтому оптимальным решением будет автоматизация ресторана, которая поможет высвободить человеческие ресурсы, наладить эффективный учет и получать важную информацию для принятия взвешенных управленческих решений.
Зачем нужна комплексная автоматизация ресторана
Экосистема ресторана без автоматизации
Суть автоматизации – использование специальных устройств и программных решений, которые позволяют полностью автоматизировать систему приема и учета заказов, управление активами и денежными средствами, расчеты с контрагентами и посетителями, а также ведение налогового и управленческого учета. Результат – рост рентабельности и эффективности компании, а также построение ее работы согласно требованиям законодательства.
Предприятия общепита, что уже успели перейти на автоматизированный ресторанный бизнес, высоко оценивают открывшиеся возможности и преимущества своего решения. Те операции, которые раньше занимали достаточно много времени и были камнем преткновения для персонала в вопросах неточностей и ошибок, теперь занимают считанные секунды и исключают какое-либо недопонимание. Разумеется, от этого выигрывает не только заведение, но и его посетители, обслуживание которых будет быстрым, внимательным и грамотным.
Также в числе причин, вызывающих необходимость перейти на автоматизированный формат для ресторанов, столовых и трактиров, выделяют:
снижение риска злоупотреблений и хищений;
построение учета согласно текущим потребностям предприятия;
выполнение требований законодательства в разрезе отчетности в ЕГАИС, ФСРАР, «Честный ЗНАК» и т.д.;
внедрение системы лояльности для посетителей;
прием оплаты от клиентов всеми доступными способами, включая бонусы, сертификаты, СБП и т.д.
Важно: прежде чем начинать автоматизировать деятельность бара или ресторана, следует наметить основные цели мероприятия и определить, какие функции оборудования и программного обеспечения помогут добиться нужного результата. Кроме того, необходимо уточнить, как правильно вписать автоматизированный рабочий режим в повседневную деятельность предприятия, учитывая возможности персонала и необходимость его переобучения. Это позволит приобрести полный комплект необходимых устройств и программных решений, внедрить которые удастся в минимальные сроки.
Какие направления работы ресторанного бизнеса можно улучшить
Приоритетными направлениями для первоочередной автоматизации в заведениях сегмента HoReCa являются:
Склад.Здесь переход на автоматический учет позволяет снизить риск злоупотреблений и предотвратить излишние закупки, а также постоянно отслеживать остатки товаров и своевременно проводить инвентаризацию.
Финансовый учет. Контроль расходов и доходов позволит сделать заведение более рентабельным, получать достоверные отчеты по основным параметрам работы, а также принимать взвешенные решения по управлению предприятием.
Продажи.Это направление позволит выявлять повышенный спрос на отдельные блюда, что поможет увеличить продажи, предложить клиентам схожие предложения с более высоким ценником, а также повысить качество обслуживания.
Прием и передача заказов.Благодаря применению специального ПО для мобильных и планшетных устройств кухня будет мгновенно получать заказы с ремарками относительно предпочтений заказчиков.
Электронное меню. Эта опция позволит своевременно вносить корректировки в список блюд, добавлять новые позиции, корректировать технические карты и отслеживать себестоимость.
Управление товарными активами, инвентарем и оборудованием.Строгий учет в этой сфере поможет избежать напрасных трат, злоупотреблений со стороны персонала и добиться максимально эффективного использования имеющихся инструментов.
Расчеты с посетителями. Допустимость разных способов оплаты и наличие касс самообслуживания ускоряют процесс расчетов и повышают степень удовлетворения клиента от посещения заведения.
Также с помощью современных программных решений можно автоматизировать доставку, рекламу, программы лояльности и систему поощрений для персонала.
Обратите внимание: в процессе внедрения автоматизации необходимо сохранить отличительную особенность вашего заведения, которая выделяет его на фоне конкурентов и привлекает посетителей. Важно не потерять ее и даже постараться максимально развить, чтобы и далее увеличивать число гостей.
Основные направления автоматизации
Первые шаги по переходу на автоматический формат работы ресторана подразумевают приобретение нового оборудования и мобильных устройств. В заведении должны использоваться:
Техника для обслуживания посетителей– онлайн-касса, терминал для безналичных расчетов, денежный ящик и УТМ, если ресторан реализует алкоголь и обязан отправлять отчеты в ФСРАР;
Оборудование для складского учета– электронные весы, ТСД, сканер штрихкодов;
Устройства для кухни– принтер заказов или электронный дисплей для их просмотра, электронные весы для продуктов и ингредиентов блюд.
Рассмотрим отдельные устройства подробнее:
Терминалы для сбора данных.Принимать заказ можно на смартфон или планшет, но более удобным будет ТСД у каждого сотрудника.
Термопринтерынеобходимы для печати пречеков и фискальных чеков. Кроме того, с их помощью можно печатать этикетки для продуктов, продающихся на развес через отделы кулинарии.
Электронные фасовочные весы необходимы для взвешивания ингредиентов перед приготовлением блюд, а также для подготовки информации для печати этикеток.
Сканеры штрих-кодов необходимы для расчета за продукты и расфасованные блюда на кассовом узле, а также для отправки сведений о продаже маркированных товаров – молока, питьевой воды, пива и т.д.
Онлайн-кассы с фискальным регистратором для отправки сведений в ФНС.
Дисплей и клавиатура для отображения заказов на кухне.
Все перечисленное – базовый набор оборудования, который позволит выполнить автоматизацию основных рабочих процессов в заведении. Об этом расскажет следующий пункт.
Автоматизация основных рабочих схем
Общая последовательность работы заведения после автоматизации выглядит следующим образом:
Если все перечисленные алгоритмы работы до сих пор не используются даже в ручном режиме, стоит начать с их внедрения. Это позволит проще и быстрее перейти на автоматизированную схему без сбоев и накладок.
1
С помощью мобильного устройства с подходящим программным обеспечением официант принимает у посетителя заказ. В один клик он вместе с комментариями передается на кухню.
2
На кухне заказ отображается на дисплее или печатается на принтере. Одновременно необходимые остатки запрашиваются на складе.
3
Склад оформляет выдачу на кухню необходимых продуктов.
4
Когда заказ готов к выдаче, официант получает соответствующее уведомление и может забирать блюда для подачи на стол клиенту.
5
В момент расчета официант предоставляет чек на оплату и принимает расчет наличными или через терминал.
6
Клиент получает кассовый чек в подтверждение выполненного расчета.
Выбор программного решения для автоматизации
Автоматизация доставки
Обмен информацией между различными подразделениями ресторана осуществляется благодаря программному обеспечению. Оно должно быть полностью адаптировано и доработано с учетом специфики работы конкретного заведения, чтобы обеспечивать бесперебойный процесс и эффективную работу подключенных к сети устройств. В числе обязательных требований к качеству программного решения для автоматизации ресторана:
простой и понятный интерфейс;
совместимость с используемым оборудованием;
охват всех рабочих процессов – от приемки товара на складе до его отправки на кухню, готовки и подачи блюд посетителям;
функциональность, наличие необходимых инструментов для работы сотрудников кухни, официантов, бармена, кладовщика;
возможность формирования отчетов по времени, меню, сотрудникам и прочим критериям.
С периода пандемийных ограничений значительную часть оборота ресторанов и кафе стала занимать доставка продуктов на дом или в офис. И сегодня, когда ограничения на перемещение сняты, и любой желающий может посетить выбранное заведение в удобное время, сервис продолжает пользоваться спросом. Если вы намерены обеспечить своим гостям возможность дегустации блюд в домашних условиях, необходимо обеспечить автоматизацию доставки. Сделать это можно одним из предложенных ныне способов или задействовать сразу все из них, чтобы обеспечить максимальный охват аудитории:
Подключите свой ресторан или кафе к крупнейшим отечественным агрегаторам доставки – Яндекс, Delivery Club, Самокат или Купер (бывший СберМаркет).
Разработайте собственную уникальную систему доставки с курьерами, схемой приема заказов и запоминающимся брендом. Такое решение потребует некоторых затрат, зато избавит от необходимости платить комиссию и играть по правилам агрегатора.
Автоматизация рекламы
В условиях жесткой конкуренции со стороны многочисленных заведений общепита важно уметь правильно подать себя и вызвать у потенциальных посетителей желание заглянуть на дегустацию. Сделать это будет проще, если автоматизировать маркетинг и менеджмент компании: например, использовать электронную программу с накопительными скидками и бонусами. Кроме того, можно оформить приложение на базе популярных соцсетей, где клиентам гарантированы поощрения за съемку ролика в интерьере ресторана, размещение отзыва или даже за регистрацию с перепостом рекламного сообщения.
В числе наиболее эффективных решений:
внедрение автоматической системы лояльности;
настройка рекламных каналов на показ для аудитории постоянных клиентов или посетителей, проживающих в определенном районе города;
SMS и PUSH-уведомления с поздравлением в честь дня рождения и приглашением отметить его в вашем заведении с гарантированной скидкой;
настройка автоматического предложения для официантов с перечнем сопутствующих блюд и напитков, которыми можно пополнить основной заказ;
настройка рекламы в социальных сетях для определенной аудитории гостей.
Перечисленные решения не требуют крупных затрат, зато они гарантируют привлечение новых посетителей в самые сжатые сроки.
Какие основные преимущества дает полная автоматизация ресторана
Экосистема ресторана с автоматизацией
Уже спустя несколько недель после внедрения комплексной автоматизации ресторана вы сможете оценить:
Рост прибыли. Благодаря улучшению процесса управляемости заведением удастся сократить издержки, избежать ненужных трат и увеличить рентабельность заведения.
Повышение качества и скорости обслуживания.Автоматизация поможет избавить клиентов от ожидания и снизит риск накладок, что станет новым стимулом для роста посещаемости.
Увеличение суммы в среднем чеке.Предложение дополнительных блюд, хорошая скорость обслуживания – все это способствует увеличению числа позиций в заказах.
Упрощение и повышение производительности труда персонала. Наличие электронных устройств снизит нагрузку на сотрудников заведения. А электронная система премирования и поощрений станет для них дополнительной мотивацией работать с полной отдачей.
Прозрачный учет.Благодаря внедрению системы автоматизации ресторана руководство сможет обнаружить и устранить наиболее уязвимые участки, где велик риск злоупотреблений и хищений. Кроме того, можно проработать меню – увеличить количество блюд с повышенным спросом, отказаться от нерентабельных продуктов, ввести больше угощений по вкусу постоянных клиентов и т.д.
Неограниченные возможности для развития бизнеса, включая создание целой сети заведений, продажу по франшизе и т.д. Благодаря автоматизации ваше заведение станет привлекательным не только для клиентов, но и для потенциальных деловых партнеров.
К чему нужно быть готовым при начале автоматизации кафе или ресторана
Чтобы не бросить начатое на начальном этапе и довести идею до конца, руководитель должен помнить о следующих моментах:
Перевод заведения на автоматизированный режим работы потребует вложений – покупки нового оборудования, модернизации используемых устройств, обучения персонала. Поэтому нужно иметь в запасе небольшой фонд для покрытия затрат.
На внедрение нового формата работы потребуется время, чтобы не приостанавливать работу заведения, лучше менять схемы постепенно – вначале склад, потом кухня, потом зал и барная стойка. Это снизит вероятность накладок и позволит своевременно доработать систему с учетом потребностей вашего предприятия.
Риск быстрой окупаемости. Все понесенные на автоматизацию затраты обязательно оправдают себя. Однако точно указать сроки покрытия расходов не удастся. Поэтому следует внимательно взвесить все за и против, чтобы не мечтать о сверхприбыли и трезво оценивать обстановку.
Опыт сотен предприятий, уже внедривших и оценивших схемы автоматизации, подсказывает: ее эффективность очень высока. Поэтому все вложения можно смело назвать успешной инвестицией в светлое будущее вашей компании.
Как запустить автоматизацию кафе или ресторана
Чтобы перевести заведение общественного питания на автоматизированную схему, используйте следующие сервисы от DocsInbox:
Маркировка для участия в обороте маркированных товаров:воды, молока, молочных продуктов, бутилированной питьевой воды и т.д. Товарные коды сканируют с мобильного устройства и автоматически списывают в момент реализации или отправки на кухню с одновременной передачей отчета в «Честный ЗНАК».
ФГИС «Меркурий» для формирования и отправки данных по закупкам и реализации блюд из продуктов животного происхождения. В перечне доступных инструментов – получение, отправка и гашение ВСД с компьютера или телефона, распечатка бланков и получение уведомлений о закрытии входящих ветеринарных документов согласно установленным срокам.