Автоматизация рабочих процессов кафе и ресторана

Работа современного ресторана охватывает одновременно несколько объемных процессов – от аренды или приобретения оборудования до работы кухни и обслуживания посетителей. Контролировать все перечисленные процессы в уме невозможно — риск ошибок и штрафов возрастает в разы, тем более что законодательство постепенно ужесточается, и объекты общепита находятся под особым вниманием. Поэтому оптимальным решением будет автоматизация ресторана, которая поможет высвободить человеческие ресурсы, наладить эффективный учет и получать важную информацию для принятия взвешенных управленческих решений.

Зачем нужна комплексная автоматизация ресторана

Экосистема ресторана без автоматизации
Суть автоматизации – использование специальных устройств и программных решений, которые позволяют полностью автоматизировать систему приема и учета заказов, управление активами и денежными средствами, расчеты с контрагентами и посетителями, а также ведение налогового и управленческого учета. Результат – рост рентабельности и эффективности компании, а также построение ее работы согласно требованиям законодательства.

Предприятия общепита, что уже успели перейти на автоматизированный ресторанный бизнес, высоко оценивают открывшиеся возможности и преимущества своего решения. Те операции, которые раньше занимали достаточно много времени и были камнем преткновения для персонала в вопросах неточностей и ошибок, теперь занимают считанные секунды и исключают какое-либо недопонимание. Разумеется, от этого выигрывает не только заведение, но и его посетители, обслуживание которых будет быстрым, внимательным и грамотным.

Также в числе причин, вызывающих необходимость перейти на автоматизированный формат для ресторанов, столовых и трактиров, выделяют:
  • снижение риска злоупотреблений и хищений;
  • построение учета согласно текущим потребностям предприятия;
  • выполнение требований законодательства в разрезе отчетности в ЕГАИС, ФСРАР, «Честный ЗНАК» и т.д.;
  • внедрение системы лояльности для посетителей;
  • прием оплаты от клиентов всеми доступными способами, включая бонусы, сертификаты, СБП и т.д.
Важно: прежде чем начинать автоматизировать деятельность бара или ресторана, следует наметить основные цели мероприятия и определить, какие функции оборудования и программного обеспечения помогут добиться нужного результата. Кроме того, необходимо уточнить, как правильно вписать автоматизированный рабочий режим в повседневную деятельность предприятия, учитывая возможности персонала и необходимость его переобучения. Это позволит приобрести полный комплект необходимых устройств и программных решений, внедрить которые удастся в минимальные сроки.

Какие направления работы ресторанного бизнеса можно улучшить

Приоритетными направлениями для первоочередной автоматизации в заведениях сегмента HoReCa являются:
  • Склад. Здесь переход на автоматический учет позволяет снизить риск злоупотреблений и предотвратить излишние закупки, а также постоянно отслеживать остатки товаров и своевременно проводить инвентаризацию.
  • Финансовый учет. Контроль расходов и доходов позволит сделать заведение более рентабельным, получать достоверные отчеты по основным параметрам работы, а также принимать взвешенные решения по управлению предприятием.
  • Продажи. Это направление позволит выявлять повышенный спрос на отдельные блюда, что поможет увеличить продажи, предложить клиентам схожие предложения с более высоким ценником, а также повысить качество обслуживания.
  • Прием и передача заказов. Благодаря применению специального ПО для мобильных и планшетных устройств кухня будет мгновенно получать заказы с ремарками относительно предпочтений заказчиков.
  • Электронное меню. Эта опция позволит своевременно вносить корректировки в список блюд, добавлять новые позиции, корректировать технические карты и отслеживать себестоимость.
  • Управление товарными активами, инвентарем и оборудованием. Строгий учет в этой сфере поможет избежать напрасных трат, злоупотреблений со стороны персонала и добиться максимально эффективного использования имеющихся инструментов.
  • Расчеты с посетителями. Допустимость разных способов оплаты и наличие касс самообслуживания ускоряют процесс расчетов и повышают степень удовлетворения клиента от посещения заведения.
Также с помощью современных программных решений можно автоматизировать доставку, рекламу, программы лояльности и систему поощрений для персонала.

Обратите внимание: в процессе внедрения автоматизации необходимо сохранить отличительную особенность вашего заведения, которая выделяет его на фоне конкурентов и привлекает посетителей. Важно не потерять ее и даже постараться максимально развить, чтобы и далее увеличивать число гостей.

Основные направления автоматизации

Первые шаги по переходу на автоматический формат работы ресторана подразумевают приобретение нового оборудования и мобильных устройств. В заведении должны использоваться:
  • Техника для обслуживания посетителей – онлайн-касса, терминал для безналичных расчетов, денежный ящик и УТМ, если ресторан реализует алкоголь и обязан отправлять отчеты в ФСРАР;
  • Оборудование для складского учета – электронные весы, ТСД, сканер штрихкодов;
  • Устройства для кухни – принтер заказов или электронный дисплей для их просмотра, электронные весы для продуктов и ингредиентов блюд.
Рассмотрим отдельные устройства подробнее:
  • Терминалы для сбора данных. Принимать заказ можно на смартфон или планшет, но более удобным будет ТСД у каждого сотрудника.
  • Термопринтеры необходимы для печати пречеков и фискальных чеков. Кроме того, с их помощью можно печатать этикетки для продуктов, продающихся на развес через отделы кулинарии.
  • Электронные фасовочные весы необходимы для взвешивания ингредиентов перед приготовлением блюд, а также для подготовки информации для печати этикеток.
  • Сканеры штрих-кодов необходимы для расчета за продукты и расфасованные блюда на кассовом узле, а также для отправки сведений о продаже маркированных товаров – молока, питьевой воды, пива и т.д.
  • Онлайн-кассы с фискальным регистратором для отправки сведений в ФНС.
  • Дисплей и клавиатура для отображения заказов на кухне.
Все перечисленное – базовый набор оборудования, который позволит выполнить автоматизацию основных рабочих процессов в заведении. Об этом расскажет следующий пункт.

Автоматизация основных рабочих схем

Общая последовательность работы заведения после автоматизации выглядит следующим образом:
Если все перечисленные алгоритмы работы до сих пор не используются даже в ручном режиме, стоит начать с их внедрения. Это позволит проще и быстрее перейти на автоматизированную схему без сбоев и накладок.
  • 1
    С помощью мобильного устройства с подходящим программным обеспечением официант принимает у посетителя заказ. В один клик он вместе с комментариями передается на кухню.
  • 2
    На кухне заказ отображается на дисплее или печатается на принтере. Одновременно необходимые остатки запрашиваются на складе.
  • 3
    Склад оформляет выдачу на кухню необходимых продуктов.
  • 4
    Когда заказ готов к выдаче, официант получает соответствующее уведомление и может забирать блюда для подачи на стол клиенту.
  • 5
    В момент расчета официант предоставляет чек на оплату и принимает расчет наличными или через терминал.
  • 6
    Клиент получает кассовый чек в подтверждение выполненного расчета.

Выбор программного решения для автоматизации

Автоматизация доставки

Обмен информацией между различными подразделениями ресторана осуществляется благодаря программному обеспечению. Оно должно быть полностью адаптировано и доработано с учетом специфики работы конкретного заведения, чтобы обеспечивать бесперебойный процесс и эффективную работу подключенных к сети устройств. В числе обязательных требований к качеству программного решения для автоматизации ресторана:
  • простой и понятный интерфейс;
  • совместимость с используемым оборудованием;
  • охват всех рабочих процессов – от приемки товара на складе до его отправки на кухню, готовки и подачи блюд посетителям;
  • функциональность, наличие необходимых инструментов для работы сотрудников кухни, официантов, бармена, кладовщика;
  • возможность формирования отчетов по времени, меню, сотрудникам и прочим критериям.
С периода пандемийных ограничений значительную часть оборота ресторанов и кафе стала занимать доставка продуктов на дом или в офис. И сегодня, когда ограничения на перемещение сняты, и любой желающий может посетить выбранное заведение в удобное время, сервис продолжает пользоваться спросом. Если вы намерены обеспечить своим гостям возможность дегустации блюд в домашних условиях, необходимо обеспечить автоматизацию доставки. Сделать это можно одним из предложенных ныне способов или задействовать сразу все из них, чтобы обеспечить максимальный охват аудитории:
  • Подключите свой ресторан или кафе к крупнейшим отечественным агрегаторам доставки – Яндекс, Delivery Club, Самокат или Купер (бывший СберМаркет).
  • Разработайте собственную уникальную систему доставки с курьерами, схемой приема заказов и запоминающимся брендом. Такое решение потребует некоторых затрат, зато избавит от необходимости платить комиссию и играть по правилам агрегатора.

Автоматизация рекламы

В условиях жесткой конкуренции со стороны многочисленных заведений общепита важно уметь правильно подать себя и вызвать у потенциальных посетителей желание заглянуть на дегустацию. Сделать это будет проще, если автоматизировать маркетинг и менеджмент компании: например, использовать электронную программу с накопительными скидками и бонусами. Кроме того, можно оформить приложение на базе популярных соцсетей, где клиентам гарантированы поощрения за съемку ролика в интерьере ресторана, размещение отзыва или даже за регистрацию с перепостом рекламного сообщения.

В числе наиболее эффективных решений:
  • внедрение автоматической системы лояльности;
  • настройка рекламных каналов на показ для аудитории постоянных клиентов или посетителей, проживающих в определенном районе города;
  • SMS и PUSH-уведомления с поздравлением в честь дня рождения и приглашением отметить его в вашем заведении с гарантированной скидкой;
  • настройка автоматического предложения для официантов с перечнем сопутствующих блюд и напитков, которыми можно пополнить основной заказ;
  • настройка рекламы в социальных сетях для определенной аудитории гостей.
Перечисленные решения не требуют крупных затрат, зато они гарантируют привлечение новых посетителей в самые сжатые сроки.

Какие основные преимущества дает полная автоматизация ресторана

Экосистема ресторана с автоматизацией
Уже спустя несколько недель после внедрения комплексной автоматизации ресторана вы сможете оценить:
  • Рост прибыли. Благодаря улучшению процесса управляемости заведением удастся сократить издержки, избежать ненужных трат и увеличить рентабельность заведения.
  • Повышение качества и скорости обслуживания. Автоматизация поможет избавить клиентов от ожидания и снизит риск накладок, что станет новым стимулом для роста посещаемости.
  • Увеличение суммы в среднем чеке. Предложение дополнительных блюд, хорошая скорость обслуживания – все это способствует увеличению числа позиций в заказах.
  • Упрощение и повышение производительности труда персонала. Наличие электронных устройств снизит нагрузку на сотрудников заведения. А электронная система премирования и поощрений станет для них дополнительной мотивацией работать с полной отдачей.
  • Прозрачный учет. Благодаря внедрению системы автоматизации ресторана руководство сможет обнаружить и устранить наиболее уязвимые участки, где велик риск злоупотреблений и хищений. Кроме того, можно проработать меню – увеличить количество блюд с повышенным спросом, отказаться от нерентабельных продуктов, ввести больше угощений по вкусу постоянных клиентов и т.д.
  • Неограниченные возможности для развития бизнеса, включая создание целой сети заведений, продажу по франшизе и т.д. Благодаря автоматизации ваше заведение станет привлекательным не только для клиентов, но и для потенциальных деловых партнеров.

К чему нужно быть готовым при начале автоматизации кафе или ресторана

Чтобы не бросить начатое на начальном этапе и довести идею до конца, руководитель должен помнить о следующих моментах:
  • Перевод заведения на автоматизированный режим работы потребует вложений – покупки нового оборудования, модернизации используемых устройств, обучения персонала. Поэтому нужно иметь в запасе небольшой фонд для покрытия затрат.
  • На внедрение нового формата работы потребуется время, чтобы не приостанавливать работу заведения, лучше менять схемы постепенно – вначале склад, потом кухня, потом зал и барная стойка. Это снизит вероятность накладок и позволит своевременно доработать систему с учетом потребностей вашего предприятия.
  • Риск быстрой окупаемости. Все понесенные на автоматизацию затраты обязательно оправдают себя. Однако точно указать сроки покрытия расходов не удастся. Поэтому следует внимательно взвесить все за и против, чтобы не мечтать о сверхприбыли и трезво оценивать обстановку.
Опыт сотен предприятий, уже внедривших и оценивших схемы автоматизации, подсказывает: ее эффективность очень высока. Поэтому все вложения можно смело назвать успешной инвестицией в светлое будущее вашей компании.

Как запустить автоматизацию кафе или ресторана

Чтобы перевести заведение общественного питания на автоматизированную схему, используйте следующие сервисы от DocsInbox:
Сервисы DocsInbox – автоматизация общепита на всех уровнях без проблем и накладок!

Заинтересованы в автоматизации рабочих процессов в ресторане?

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами как можно скорее и ответим на все вопросы по автоматизации процессов