Санитарные требования к заведениям общепита

Основные положения и ответственность за нарушения
Для гостей очень важно, чтобы в вашем ресторане было вкусно и приятно. Но, помимо этого, чтобы гарантировать безопасность и качество услуг, необходимо соблюдать определённые санитарные требования. В статье обсудим, что это за требования и как избежать штрафов за их несоблюдение.

Основные санитарные требования

Гигиена персонала
Сотрудники должны соблюдать правила личной гигиены, носить чистую и опрятную одежду, проходить медицинские осмотры и иметь необходимые прививки.
Медицинские книжки сотрудников
Все сотрудники должны иметь медицинские книжки с отметками о прохождении необходимых медицинских осмотров.
Чистота помещений
Залы, кухни, подсобные помещения должны содержаться в чистоте и порядке, необходима регулярная влажная уборка и дезинфекция.
Соблюдение температурного режима
Хранение продуктов должно осуществляться при определённых температурах, а приготовление пищи — в соответствии с технологическими картами.
Качество продуктов
Продукты должны быть свежими, качественными и соответствовать требованиям безопасности.
Маркировка продукции
На товарах, подлежащих маркировке, должен быть код маркировки с информацией о составе, сроке годности, условиях хранения и производителе.
Санитарно-техническое состояние
Оборудование, посуда, инвентарь должны быть в исправном состоянии и регулярно подвергаться санитарной обработке.
Водоснабжение и канализация
Заведение должно иметь надёжные системы водоснабжения и канализации, обеспечивающие соблюдение санитарных норм.
Противопожарная безопасность
В заведении должны соблюдаться правила пожарной безопасности, установленные законодательством.

Ответственность за нарушения санитарных требований

Нарушение санитарных правил может привести к серьёзным последствиям для здоровья людей и репутации заведения. За несоблюдение санитарных требований предусмотрены административные штрафы, приостановление деятельности и даже уголовная ответственность в случае причинения вреда здоровью людей.

За что и как штрафуют

*нет нормальной раздевалки, недостаточно моек, нарушен температурный режим и т. п.

Законы, регламентирующие требования

Чтобы избежать нарушений и обеспечить безопасность посетителей, заведениям общепита следует строго соблюдать санитарные нормы и правила, установленные законодательством. Это позволит не только избежать штрафов и других санкций, но и сохранить доверие клиентов и репутацию заведения. Нормативные документы и законы, регулирующие санитарные требования в сфере общепита:
1. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Основной закон, который регулирует отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Закон устанавливает права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в этой области, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
Документ, устанавливающий санитарно-эпидемиологические требования ко всем типам организаций общественного питания, в том числе к изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. В СанПиНе подробно описаны требования к размещению, устройству и содержанию организаций общественного питания; условиям работы в организациях; соблюдению санитарных требований при приготовлении и реализации блюд и изделий; соблюдению санитарно-противоэпидемических требований; личной гигиене персонала; соблюдению физиологических норм питания.
Подробнее про то, как подготовить заведение к любым проверкам и какие документы могут пригодиться — в нашем руководстве.
3. СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию»
Свод правил, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования для всех видов торговых объектов, реализующих пищевые продукты, включая рынки и ярмарки. Правила касаются требований к территории, водоснабжению и канализации, освещению, вентиляции, отоплению, оборудованию, инвентарю, посуде и таре, транспортировке, приёмке и хранению пищевых продуктов, личной гигиене.
4. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»
Технический регламент, принятый для защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации на рынке пищевой продукции, соответствующей требованиям. Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к объектам технического регулирования.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень административных правонарушений, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела, и порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Берегите гостей, сотрудников и себя. Соблюдайте правила и требования и внимательно следите за состоянием заведения. Это поможет вам не просто избежать штрафов, но сохранить репутацию и сделать работу ресторана безопасной.