Используем куки, чтобы интернет был удобным. Наша политика здесь.
OK

Объемно-сортовой учет консервированных продуктов с 1 октября 2025

С 1 октября 2025 года вступают в силу новые правила учета консервированной продукции — так называемый объемно-сортовой учет (ОСУ). Нововведение касается практически всех участников оборота: производителей, импортеров, оптовиков и дистрибьюторов. Система «Честный ЗНАК» теперь будет фиксировать не только факт выпуска товара, но и его объем, сорт и другие характеристики. Давайте разберемся, как подготовиться к новым условиям учета консервов в общепите и избежать нежелательных штрафов.

Кого касаются новые правила по объемно-сортовому учету консервов

С 1 октября 2025 года обязанность вести объемно-сортовой учет (ОСУ) распространяется на:
  • производителей консервированной продукции в России;
  • импортеров, которые ввозят товары из-за границы и несут ответственность за их маркировку;
  • оптовые и розничные сети, а также предприятия общепита, в обязанности которых входит проверка соответствия данных сопроводительных документов фактическим параметрам товара;
  • логистические компании и склады, которые также участвуют в цепочке контроля оборота промаркированной продукции.
Отказ от соблюдения требований по маркировке грозит штрафами по КоАП РФ для юридических лиц и ИП.

Суть объемно-сортового учета консервированной продукции

Объемно-сортовой учет консервированных продуктов (ОСУ) — система детализированного контроля консервов, где каждая единица товара подлежит обязательной регистрации с указанием двух ключевых параметров:
  • объем тары (например, 250 или 500 мл);
  • сортность продукции и особенности сырья для производства консервированной продукции.

Как применяется ОСУ на практике

Производитель маркирует каждую банку DataMatrix-кодом «Честного ЗНАКа», куда вносят объем, сорт, прочие регламентированные характеристики. Данные передаются в систему «Честный ЗНАК». Участники рынка (от складов до предприятий общепита) обязаны сверять эти параметры при приемке и продаже.

Важно! Система ОСУ исключает «обезличенный» учет — теперь партия консервов 250 г и 500 г даже одного сорта учитывается раздельно.

Как будут осуществляться продажи с введением ОСУ для консервированной продукции

С введением объемно-сортового учета (ОСУ) процесс учета и списания консервированных товаров усложнится и будет включать следующие обязательные этапы:
Сканирование DataMatrix-кода при продаже или отправке в производство. Каждая банка/упаковка консервов имеет уникальный код маркировки. Уполномоченный сотрудник или система самообслуживания обязаны сканировать этот код в момент осуществления продажи, если работают по разрешительному режиму. Если заведение работает по послаблению, данные о списании в производство по виду товара (GTIN) с указанием количества нужно подать в «Честный знак» в течение 3 дней после приемки.
Автоматическая передача данных в «Честный ЗНАК». Данные о проданном или списанном в производство товаре (наименование, объем, сорт, код маркировки) в реальном времени передаются в ГИС. Если передача сведений не происходит, реализация или использование товара на кухне считаются нелегальными.
Важно: в общепите, как правило, консервированные продукты не продаются на кассе, а используются в производство. Рекомендуем сразу списывать такие товары в приготовление блюд.

Обратите внимание: для каждой сферы деятельности предусмотрены свои особенности продажи товаров с маркировкой. В обычных офлайн-магазинах и на предприятиях общепита осуществляется сканирование каждой единицы через 2D-сканер кассы, в интернет-магазинах – внесение кодов маркировки в чек при формировании заказа. Для оптовых предприятий предусмотрена передача данных через ЭДО (электронный документооборот) с указанием кодов в накладных.

Штрафные санкции

Нарушителям требований по маркировке и ОСУ консервированной продукции грозят финансовые взыскания – до 300 000 рублей для юридических лиц. Кроме того, предусмотрена блокировка продаж из-за несоответствия данных в системе «Честный ЗНАК» и фактических остатков на складе и в торговом зале.

Обратите внимание: к моменту вступления в силу новых правил маркировки используемые учетные программы должны быть обновлены для работы с кодами продукции. Рекомендуется заранее установить необходимое программное обеспечение и протестировать интеграцию с «Честным ЗНАКом».

Как подготовиться к работе с маркированной продукцией по новым правилам

В рамках перехода на новые правила работы предприятиям-производителям и импортерам необходимо:
  • приобрести принтеры и валидаторы для получения и нанесения кодов;
  • осуществить интеграцию кассы с «Честным ЗНАКом» через API;
  • протестировать оборудование и ПО на 10% объема продукции.
В торговых сетях и на предприятиях общепита необходимо приобрести и установить 2D-сканеры для считывания кодов и настроить автоматическую сверку остатков каждые полчаса. В обязательном порядке необходимо провести инструктаж и тренинг для сотрудников по порядку отражения продаж через ККМ.

Соблюдение законодательных требований в вопросах маркировки на всех этапах оборота разных групп товаров избавит предприятие от штрафных санкций и защитит от получения продукции ненадлежащего качества.

Заинтересованы в автоматизации ресторана?

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами как можно скорее и ответим на все вопросы по автоматизации