Взаимодействие «Меркурия» и «Честного знака» по контролю за оборотом молочной продукции

В 2020 году началась обязательная маркировка готовой молочной продукции. Данные о маркировке продукции содержатся в «Государственной информационной системе мониторинга товаров» («ГИС МТ», «Маркировка»). Оператор «ГИС МТ» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
В 2020 году началась обязательная маркировка готовой молочной продукции. Данные о маркировке продукции содержатся в «Государственной информационной системе мониторинга товаров» («ГИС МТ», «Маркировка»). Оператор «ГИС МТ» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

В 2019 году молочная продукция стала обязательной для уч`ёта в системе ветеринарного контроля «Меркурий». Разберём, как реализовано взаимодействие двух контрольных систем, «Меркурия» и «Честного знака», и как ресторанам работать в новых условиях двойного контроля.
Главное опасение и недовольство молочной отрасли при внедрении маркировки связанно с двойным избыточным контролем, а, следовательно, и с двойными затратами участников на отражение учёта в двух разных системах с одной задачей. Это верно лишь отчасти, потому что по своей сути «Меркурий» и «Честный знак» лишь дополняют друг друга, а на некоторых этапах товародвижения даже не пересекаются. В упрощённом виде зоны их ответственности можно разделить на «сырую» и «готовую» продукцию:
  • «Меркурий»

    контролирует молочную продукцию «от коровы до завода».
  • «Честный знак»

    прослеживает каждый выпущенный на заводе экземпляр продукции до покупателя или её потребителя «от завода до кассы», как в случае с рестораном.
В решении о начале эксперимента по маркировке молочной продукции указано, что эти две системы должны взаимодействовать между собой, исключив дублирование ввода одной и той же информации участниками оборота. Как это реализовано на разных этапах?
Выпуск молочной продукции
В системе маркировки каждый вид товара имеет собственный код (GTIN). Каждому такому коду соответствует множество информационных полей со свойствами товара. Для молочной продукции это, например, тип продукта (наименование молочной продукции), происхождение сырья (вид сельскохозяйственных животных), массовая доля жира (в процентах), массовая доля белка (в процентах), масса нетто или объём молочной продукции, признак продукции детского питания на молочной основе, признак лечебного или иного специального питания на молочной основе, состав молочной продукции с указанием входящих в него компонентов (качественный) и т. д. И одним из таких реквизитов является глобальный идентификатор наименования продукции производителя во ФГИС «ВетИС» (четвёртый уровень иерархического справочника). Таким образом, без регистрации товара в «Меркурии» регистрация товара в «Честном знаке» не озможна. Именно по этому коду будет связан промаркированный товар в «Честном знаке» с товаром в «Меркурии».
Но это ещё не всё. Основная информация о выпускаемой молочной продукции связывается с кодом маркировки каждого экземпляра на этапе производства — номер производственного ВСД записывается в отчёт о нанесении кода маркировки или в документ о заказе печати таких кодов. Таким образом, к каждому экземпляру продукции и его коду маркировки жёстко привязывается информация о ветеринарном сертификате. Дальше уже система «Честный знак» самостоятельно уведомляет «Меркурий» о факте выпуска продукции и её количестве.
Реализация и переработка молочной продукции
Для большинства ресторанов молочная продукция закупается для дальнейшей переработки. В рамках эксперимента по маркировке для такого процесса определён следующий порядок (п. 81 Методических рекомендаций по проведению эксперимента по маркировке молочной продукции):
«Юридические лица или индивидуальные предприниматели, приобретающие молочную продукцию предприятием для производственных целей, подписывают уведомление, подтверждающее переход права собственности от продавца к покупателю, в том числе в форме универсального передаточного документа. Участники эксперимента, продающие молочную продукцию предприятиям для производственных целей, на основании подтвержденного покупателем уведомления, подтверждающего переход права собственности, в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приёмки) молочной продукции представляют в информационную систему мониторинга следующие сведения:
  • идентификационный номер налогоплательщика-участника эксперимента, осуществляющего вывод молочной продукции из оборота;
  • код причины постановки на учёт участника эксперимента, осуществляющего вывод молочной продукции из оборота (при необходимости);
  • коды идентификации или коды идентификации групповых упаковок;
  • способ вывода молочной продукции из оборота (оптовая продажа для использования молочной продукции в производственных целях предприятием-покупателем);
  • дата вывода молочной продукции из оборота;
  • цена, по которой реализована маркированная молочная продукция (с учётом налога на добавленную стоимость), согласно первичным документам (в случае реализации (продажи);
  • наименование, номер и дата документа, подтверждающего продажу.
Получается принцип работы, очень похожий на текущую работу с «Меркурием» или начало эпохи ЕГАИС, когда от ресторанов требовалось только «погасить» или «подтвердить» созданную и выгруженную для них поставщиком накладную. Для «Честного знака», в отличие от «Меркурия», для этого будет достаточно подписать электронный УПД, необходимости подключаться к дополнительным системам нет. При этом весь товар по накладной автоматически будет выведен из оборота по системе «ГИС МТ».
Очевидно, что при подтверждении факта закупки молочной продукции в «Честном знаке» система может самостоятельно передать в «Меркурий» информацию о гашении эВСД по выбывшим товарам. Но пока в рамках эксперимента по маркировке таких требований нет и рестораны по-прежнему должны самостоятельно гасить свои входящие эВСД в течении одного рабочего дня. Посмотрим, что будет дальше.

«Честный знак» и «Меркурий» постепенно смогут синхронизировать свои данные и начинают настраивать своё внутреннее взаимодействие. С одной стороны, это упрощает работу с системами, с другой стороны нужно понимать, что такое объединение только усиливает контроль со стороны государства. Поэтому и ресторанам придется усилить внутренний контроль, чтобы обеспечить полную прозрачность и чистоту своих производственных процессов.
У нас еще много статей