Как будет работать поэкземплярный учет пива в кегах и воды с 1 марта 2025 года

Обязательная маркировка товаров, вступившая в силу в 2019 году, постепенно охватывает все больше групп товаров. Требования к организации продаж становятся строже, а сам процесс подразумевает отправку сведений в систему «Честный ЗНАК» для исключения теневого оборота и поступления на прилавки магазинов низкосортной продукции. О том, какие изменения вступают в силу с 1 марта 2025 года для продавцов пива в кегах и воды, расскажет эта статья.

Основные положения очередного этапа реформы

Новые правила маркировки в 2025 году
Основные правила маркировки товаров и их реализации регламентирует Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2173. Согласно его положениям, с марта 2025 года вступают в силу новые правила:
  • С 1 марта в рознице и в заведениях общепита необходимо подключить и использовать разрешительный режим на кассовом оборудовании и при продаже офлайн. Этот режим подразумевает, что продажа напитков разрешается на основе данных из локальной системы учета у продавца. При сканировании кода с упаковки система немедленно отправляет его в «Честный ЗНАК». Если приходит положительный ответ, происходит оформление продажи.
  • С этого же дня всем участникам оборота придется подключить и использовать систему электронного документооборота ЭДО. В ней должны фиксироваться операции по передаче пива и воды другому юридическому лицу, а также все факты его перемещения внутри компании. При этом нужно использовать специальный формат универсального передаточного документа, где будет указан уникальный идентификатор перевозочного бланка.
  • Для пива в кегах, помимо введения системы ЭДО, необходимо наладить обмен данными в формате поэкземплярного учета. также необходимо использовать УПД, где следует указывать индивидуальные коды для всех партий товара.
  • С 1 марта разрешается выводить пиво из оборота по сторонним причинам, не связанным с розничной или оптовой продажей. Кроме того, в систему «Честный ЗНАК» нужно отправлять сведения об экспортных операциях с пивом и слабоалкогольными напитками в кегах.
На этом реформа поэкземплярного учета пива не заканчивается. Уже с 1 мая текущего года производителей обяжут отмечать и указывать в отчетах содержание в напитках этилового спирта. Кроме того, ряд изменений вносят в правила об импорте этой категории продукции в потребительской упаковке. До момента пересечения границы сведения о партии должны быть направлены в систему «Честный ЗНАК». А компании-импортеры должны сформировать и отправить уведомление до момента выпуска с целью внутреннего потребления продукта.

С 1 сентября для слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке вводится обязательный поэкземплярный учет. Одновременно для этой группы продукции начинает действовать требование по использованию ЭДО, отправке сведений о поставке товаров на экспорт и использованию специальных УПД при операциях по внутреннему перемещению товаров.

В чем состоят особенности поэкземплярного учета товаров

Основное требование нового формата учета – перечисление всех кодов продукции в документах об изменении статуса маркированной продукции. Это требование распространяется на универсальные передаточные документы, сведения о списании товаров и другие формы отчетов о движении маркированных продуктов.

Для участников оборота введение новых правил означает необходимость перестроить привычные рабочие процессы, а именно в обязательном порядке сверять маркировочные коды при передаче оптовых партий получателю в системе ЭДО и в момент списания товаров. Особую важность в этом случае приобретают правильное заполнение УПД, комплектация партий для отгрузки покупателю, правильное списание товаров с учетом их кодов и приемка новых товаров с внесением уникальных кодов в учетную систему. Ошибки на первом или любом последующем этапе могут стать причиной применения крупных штрафных санкций.

Особенности логистики при ведении поэкземплярного учета

До настоящего времени участники рынка пивной продукции имели возможность отправлять груз для нескольких получателей на одном транспортном средстве. С введением поэкземплярного учета задача усложняется: водителям, экспедиторам и сотрудникам склада придется учитывать, какие товары предназначаются каждому покупателю. Возможно, новые требования станут причиной увеличения времени комплектации заказов. Кроме того, разграничение партий для отдельных покупателей потребует выделения дополнительного места в кузове, что вызовет неполную загрузку транспортного средства. Результат – необходимость приобретения дополнительных машин для развозки товаров и рост затрат на логистику, что увеличивает расходы компаний-продавцов и может отразиться на цене продукции.

Как оптимизировать маркировку и учет кодов товаров при введении поэкземплярного учета

Тысячи единиц продукции для отгрузки при поэкземплярном учете – это необходимость контролировать огромное количество уникальных кодов, указывать их в документах и проводить через учетную систему. Чтобы снизить нагрузку на сотрудников склада, вводится так называемая система агрегации, благодаря которой процесс отгрузки, приемки и учета становится проще и быстрее.

Агрегация – особый способ маркировки транспортных упаковок. После сканирования единого кода получают перечень индивидуальных кодов продукции, которые помещены в упаковку для перевозки и доставки получателю. Новая опция уже предусмотрена в программных решениях для складского учета и работы с маркированной продукцией. Новый способ маркировки можно применять на складе или в процессе производства, чтобы ускорить процесс отправки товаров оптовым или розничным клиентам.

Как осуществляется агрегатная маркировка на производстве

Если принято решение ввести агрегатную маркировку в процессе производства, используют систему автоматической агрегации. Транспортные коды формируются при прохождении товаров по производственной линии. Установленная камера фиксирует маркировочные данные, после чего регистрирует их в системе «Честный ЗНАК». При успешной проверке формируется и выводится на печать этикетка с перечислением индивидуальных кодов продукции внутри конкретной единицы упаковки.

На небольших предприятиях система агрегации часто реализуется в ручном формате. После сканирования кодов товаров с помощью ТСД и 2D-сканера их упаковывают. Программа считывает коды маркировки и проверяет их на наличие возможных ошибок. После завершения сканирования данные выводят на печать для формирования транспортной этикетки. Ее наклеивают на упаковку, после чего товар готов к отправке получателю.

Агрегатная маркировка товаров на складе

При выборе складской схемы агрегатной маркировки коды прочитывают с помощью терминала сбора данных. Вначале распечатывают транспортные этикетки, которые сканируют. Затем переходят к сканированию кодов маркировки товаров внутри упаковки. Таким образом, в базе коды товара привязываются к коду конкретной единицы упаковки. Полученная информация сохраняется и направляется в систему «Честный ЗНАК» для дальнейшего учета движения товаров.

Ответственность за нарушения правил обязательной маркировки

Нарушение требований экземплярного учета и маркирования товаров влечет за собой применение к нарушителям крупных финансовых санкций. Так, наличие в продаже экземпляров немаркированной продукции грозит штрафом от 5 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией товара без индивидуальных кодов. При крупном нарушении должностных лиц могут привлечь к уголовной ответственности.
Размеры санкций зависят от характера нарушения:
  • для должностных лиц взыскание составляет от 1 000 до 10 000 рублей;
  • для предприятий малого бизнеса – от 25 000 до 50 000 рублей;
  • для компаний со средним или крупным оборотом – от 50 000 до 100 000 рублей.
На передачу сведений о движении товаров в систему «Честный ЗНАК» субъектам дается 3 дня. Нарушение этого срока также грозит компании крупными взысканиями и дополнительными проверками.

Заинтересованы в маркировке для ресторана?

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами как можно скорее и ответим на все вопросы по маркировке