Учёт пива в ЕГАИС

Оборот спиртных и слабоалкогольных напитков уже несколько лет находится под строгим государственным контролем. Обязательным требованием для всех участников оборота — производителей, оптовиков и розничных продавцов — является отправка сведений о поступлении и реализации в государственную учётную систему ЕГАИС. Цель такого контроля — повышение качества продукции, снижение риска уклонения от налогов, а также предотвращение попадания на полки магазинов низкосортных товаров.

Что такое система ЕГАИС

ЕГАИС — единая государственная информационная система, созданная для исполнения требований Закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ. Она помогает защищать экономические интересы страны, способствует повышению качества алкогольных напитков, обеспечивает контроль выполнения законодательных требований и снижает вероятность уклонения от налогов за счёт вывода части оборота в тень. Благодаря ЕГАИС можно отследить путь каждой бутылки от конвейера завода до прилавка магазина, исключая закупки и поставки товаров вне официального оборота.

В чём особенности учёта пива, сидра и других слабоалкогольных напитков

Действующее законодательство предусматривает ряд «послаблений» для продавцов пивной продукции:
  • для продажи пива не нужен статус юридического лица;
  • не требуется оформление лицензии;
  • не предусмотрено ограничений по площади торговой точки, но продажи могут осуществляться только в стационарных помещениях со складом.
Также есть несколько законодательных требований, которые распространяются на всех без исключения продавцов спиртного. Согласно положениям Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, запрещена продажа алкоголя несовершеннолетним, а также отпуск напитков после 23:00. Последнее требование относится только к торговым предприятиям, но не касается заведений общественного питания.

Как начать работу с ЕГАИС для отправки данных по приёмке и реализации пива

Новым продавцам, только начинающим работать с алкогольной продукцией, необходимо в сжатые сроки наладить работу в системе ЕГАИС для продажи пива. Сделать это можно в несколько шагов.
1
Оформите сертификат усиленной электронной подписи, которая необходима для отправки данных в систему учёта, удостоверения электронных документов, составления отчётности и передачи сведений в «Честный ЗНАК». Обычная квалифицированная подпись здесь не применяется из-за недостаточной степени защиты. Для получения сертификата электронной подписи следует обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр или в компанию, которая помогает зарегистрироваться в ЕГАИС и начать работу с онлайн-кассами и учётными программами для контроля оборота спиртного.
2
Пройдите регистрацию и получите доступ в личный кабинет ЕГАИС для торговли пивом на сайте Росалкогольрегулирования. Войти в кабинет можно с помощью усиленной электронной подписи, оформленной на предыдущем этапе.
3
Внесите в учётную систему данные о своей торговой точке. Если в компании имеется несколько магазинов, в систему нужно внести сведения о каждом из них. Предварительно необходимо получить электронный ключ, который предоставит доступ к опции внесения данных.
4
Установите на компьютер для учётной системы универсальный транспортный модуль (УТМ), через который осуществляется обмен информацией с системой ЕГАИС. Скачать УТМ для установки можно на сайте ФСКАТР.
5
С помощью УТМ сформируйте специальный ключ для подключения к сервису ЕГАИС. Требуется получить такой ключ отдельно для каждой торговой точки. Ключ на одну точку можно получить в личном кабинете ЕГАИС.
6
Подключите для работы товароучётную систему, которая адаптирована для отправки сведений в ЕГАИС. Это позволит осуществлять все учётные операции с одновременной передачей данных в систему. Существует несколько программных решений, среди которых можно выбрать наиболее удобный вариант.
7
Приобретите и подключите онлайн-кассу к рабочему месту продавца или кассира. Важно, чтобы кассовый модуль соответствовал требованиям ФЗ №54-ФЗ.

Как проводить через ЕГАИС поставки пива

Поступление партии пива для розничной реализации нужно обязательно отразить по базе с отправкой сведений в ЕГАИС. Для этого:
  • Запросите и получите от поставщика товарно-транспортную накладную в бумажном и электронном виде. Бланки нужны для перевозчика, а электронные сведения — для передачи данных в ЕГАИС и отражения в учётной системе. Приёмка электронных документов экономит время на ручной ввод данных в учётную базу.
  • Проверьте соответствие фактической поставки количеству товара, указанному в сопроводительных документах. Значение имеет правильное наименование, точный объём, количество единиц товара и реквизиты поставщика. Отдельно осматривают тару, чтобы сразу выявить повреждения и оформить замену товара в случае его порчи.
  • Составьте акт приёмки товара и сразу передайте эти сведения в ЕГАИС, чтобы поставить партию пива на баланс торговой точки и подтвердить её списание у поставщика.
Если привезённый товар не соответствует накладной, необходимо предпринять ряд дополнительных действий:
  • В случае поступления лишнего товара запросите у поставщика дополнительную товарно-транспортную накладную для оприходования излишков или отправьте всю партию на возврат.
  • Если выявлена недостача товара, можно поступить одним из двух способов: либо договориться о поставке недостающей продукции, либо оформить акт расхождения. При этом в ЕГАИС нужно отправить фактическое количество поступивших единиц товара.
  • Если в товарно-транспортной накладной указаны неверные реквизиты поставщика или получателя, стоит отказаться от приёмки товара.
Перед отправкой данных в ЕГАИС все сведения нужно внимательно проверять, иначе в учётной системе могут возникнуть расхождения, что вызовет особое внимание и вопросы со стороны контролирующих органов.

Важно: некоторое время назад предприниматели и юридические лица, которые реализуют пиво, сидр, медовуху и слабоалкогольную продукцию, должны были передавать в ЕГАИС только сведения о приёмке и остатках продукции. Реализация пива конечному потребителю не проходила через кассу по той же схеме, что и крепкий алкоголь. Объём проданных товаров списывали через специальные акты с отметкой «Реализация», которые подлежат отправке в ЕГАИС. В настоящее время это правило утратило силу — в действие введен поэкземплярный учёт пива и слабоалкогольной продукции с отправкой сведений в государственную систему учёта в момент реализации.

Как правильно формировать отчёт по пиву в ЕГАИС

Эффективный шаг по привлечению новых клиентов – система поощрения постоянных покупателей. Бонусы, акции, смс-рассылки для пользователей – простой и доступный способ увеличить их число. Вести список посетителей можно прямо в учетной базе, где доступен просмотр покупок, и можно в один клик менять процент скидки или начислять бонусы.

Сроки сдачи отчётности по обороту пива

Отчётность по обороту слабоалкогольной продукции подается ежеквартально не позднее 20 числа следующего месяца после завершения очередного отчётного периода. Если последний день сдачи выпадает на выходной, дата автоматически переносится на следующий рабочий день. Таким образом, окончательные сроки сдачи алкогольной декларации — 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января. На составление и подачу корректировочных отчетов субъектам бизнеса дается ещё один квартал. Подать такую декларацию можно до 20 июля (1 кв.), 20 октября (2 кв.), 20 января (3 кв.) и 20 апреля (4 кв.).

Последние нововведения по маркировке пива

Предприятиям и частным ИП, которые являются участниками оборота слабоалкогольных напитков, нужно знать о следующих нововведениях:
  • С 1 июня 2024 года вступил в силу обязательный режим вывода из оборота пива и слабого алкоголя с отражением каждой проданной единицы товара в потребительской таре (банка, бутылка). Все предприятия, которые осуществляют розничную продажу указанных товаров, обязаны передавать сведения в учётную систему через контрольно-кассовую технику. Данные для отправки формируются автоматически в момент оформления чека на реализованный товар.
  • С 1 ноября 2024 года планируется старт разрешительного режима на кассах для слабоалкогольных напитков в потребительской таре. В этот же период времени станет обязательным режим онлайн-проверки для напитков с небольшим содержанием алкоголя, разлитых в потребительскую тару.

Последние нововведения по маркировке пива

Выпуск и реализация пива на розлив в кегах вызывает у субъектов бизнеса немало вопросов. Специалисты Росалкогольрегулирования указывают, что особенности учёта зависят от применения кега в качестве транспортировочной тары или потребительской упаковки. Если кег является потребительской тарой, он отгружается и списывается на реализацию в полном объёме. А учёт продукции осуществляется в единицах по количеству кег. Если же это транспортировочная тара, пиво учитывается как нефасованный напиток. В этом случае на партию составляется одна товарно-транспортная накладная, а в ЕГАИС заполняется информация об отгрузке с указанием одного номера накладной. А в бланке справки А ставятся оба фиксирующих номера.

Важно: если на линии оборудования для кег используется счётчик, тогда этот вид тары с напитком учитывают как фасованный товар. В этом случае для пива с количеством спирта от 0,5% до 8,6% применяется код 500, а для напитков с объёмом спирта более 8,6% — код 510.

Ответственность за нарушение законодательства

Если предприятие осуществляет продажу пива без отправки сведений в ЕГАИС, к нему применяют штрафные санкции в следующих размерах:
  • для ИП — от 10 до 15 тысяч рублей;
  • для ООО — от 150 до 200 тысяч рублей.

Ответы на частые вопросы

Как правильно подтвердить получение пива в ЕГАИС

При получении партии пива для дальнейшей реализации нужно подтвердить приёмку товара и сразу отправить данные в ЕГАИС. Сделать это нужно в день принятия товара и его оприходования на складе, но не позднее чем спустя 60 дней после даты оформления товарно-транспортной накладной.

Какие сроки предусмотрены для отправки данных в ЕГАИС

Сведения о передаче, возврате или внутреннем перемещении пивной продукции нужно передавать в учётную систему не позднее трёх рабочих дней с момента фактической передачи или перемещения товаров.

Кто имеет право работать без ЕГАИС

Обязательная регистрация в системе ЕГАИС и отправка сведений предусмотрены для всех участников рынка оборота пива — производителей, оптовиков, розницы. Разрешено не регистрироваться в системе и не отправлять данные тем, кто приобретает пиво для производства пищевых продуктов.

Кто контролирует оборот пива и отчетность в ЕГАИС

Надзорным органом в данном случае выступает Росалкогольрегулирование. Его сотрудники имеют право осуществлять проверку и уточнение совпадения фактического наличия товара с данными учёта, а также выписывать штрафы при обнаружении нарушений.

Заинтересованы в отчётности по пиву без ошибок?

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами как можно скорее и ответим на все вопросы по реализации пива в общепите